Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 48

Значит ли это, что мы должны признать в социальном организме наличие суицидального фрейдовского «танатоса», как воли к смерти и саморазрушению социальной системы? На мой взгляд такого «танатоса» в обществе не существует. Конечно, различные культуры и цивилизации как наиболее развитые формы социальных систем проходят в ходе своего развития различные фазы (См. 64), стареют и умирают, как это показали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и Л. Гумилёв. Но они вовсе не кончают свою жизнь самоубийством и не стремятся сознательно к саморазрушению, хотя могут становиться жертвами внешней агрессии и собственных неудачных авантюр, как в случае гитлеровской Германии. Элита решает в этих случаях тоже далеко не всё – должны быть ещё и те, кто готов исполнять её решения и приказы. Проигрывает же в подобных случаях большинство. Поэтому следует вести речь не о воле общества и его элиты к саморазрушению, а о воле и интересах отдельных социальных групп, желающих улучшить своё положение за счёт разрушения социального целого и деятельности внешних соперников и врагов данного общества, провоцирующих создание в нём своей «пятой колонны». Эти явления хорошо исследованы в литературе посвящённой Второй Мировой войне, разрушению СССР и императорской России (См. 20, 29, 57, 60, 94, 191, 245, 265, 359, 361, 455, 484). Именно эти силы и являются субъектом, инициирующим в обществе деструктивные и суицидальные социальные тенденции. Если рассматривать общество как биологический организм, эти силы можно сравнить с инфекцией или раковыми метастазами. С.Г. Кара-Мурза сравнивает их с жуками Ломехуза – паразитами, живущими в муравейниках, которых муравьи вынуждены кормить и не в состоянии ограничить, так как жуки хорошо освоили их «язык» и выделяют одурманивающие вещества (191, с.13).

Это подтверждает мысль, что главной целью-ценностью системы социальных ограничений является самосохранение, воспроизводство и поддержание функционирования социальной системы. Причём это относится к любой социальной системе, вне зависимости от её культурных качеств, от жестокой тирании до «общества всеобщего благоденствия». Но эта цель осуществляется не ради самой себя или «жизни ради жизни», а для реализации заложенной в каждом обществе его культурной программы. «Пятый закон культурно-исторического движения состоит в том, что период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается. Под периодом цивилизации разумею я время, в течение которого народы, составляющие тип, выйдя из бессознательной чисто этнографической формы быта ., создав, укрепив и оградив свое внешнее существование как самобытных политических единиц… проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе, не только в отношении науки и искусства, но и в практическом осуществлении своих идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния»(128, с.89), - писал Н.Я. Данилевский.

Страницы: 44 45 46 47 48 49 50 51 52

БУЙНАКСК (до 1922 Темир-Хан-Шура) , город (с 1866) в Российской Федерации, Дагестан. Железнодорожная станция. 58,5 тыс. жителей (1992). Консервный, кожевенно-обувной комбинаты; трикотажная фабрика и др. Аварский драматический театр. Историко-революционный музей. В Буйнакске - крупнейшие на Сев. Кавказе мечеть и медресе. Основан в 1834 как крепость. Назван по имени У. Д. Буйнакского.

АРОНОВ Аркадий Гиршевич (р . 1939), российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды по оптике полупроводников и диэлектриков, кинетическим явлениям в полупроводниках, фазовым переходам металл - диэлектрик, сверхпроводимости.

ТЬЕР (Thiers) Луи Адольф [14 апреля 1797 , Марсель - 3 сентября 1877, Сен-Жермен-ан-Ле], историк и политический деятель, президент Франции (1871-73).Детство и юностьВоспитанием он обязан матери, т.к. его отец , бывший сборщик налогов, нарушил закон и бежал за границу, бросив семью. Уже в школе Тьер отличался незаурядными способностями и получил за успехи в учебе муниципальную стипендию. В 1820 закончил юридический факультет в Экс-ан-Провансе и около года там же работал адвокатом.Публицистическая и научная деятельность при РеставрацииВ 1821, перебравшись в Париж, Тьер занялся журналистикой. Критика режима Реставрации на страницах газеты "Constitutionnel" принесла ему популярность в либеральных кругах. В 1823-27 он выпустил десятитомную "Историю французской революции" - первое фундаментальное исследование Великой французской революции. В 1829 Тьер - один из основателей либерально-оппозиционной газеты "National".Революция 1830 и Июльская монархияТьер сыграл видную роль в революции 1830 (см. Французские революции 19 в.): 26 июля он написал обращение журналистов к народу с призывом оказать сопротивление деспотическим мерам правительства, а 29 июля подготовил манифест о передаче власти Луи Филиппу Орлеанскому. Войдя в Палату депутатов, Тьер возглавил левый центр. Блестящий оратор, он ратовал за укрепление конституционного режима, отказ от революционных методов политической борьбы и протекционистскую поддержку национальной промышленности. Эти же принципы он проводил в жизнь, будучи министром внутренних дел (1832-33, 1834-36) и министром торговли (1833-34). В 1834 он подавил восстания республиканцев в Лионе и Париже. В 1836 и 1840 был премьер-министром, однако из-за разногласий с королем по вопросам внешней политики оба раза переходил в оппозицию. Один из инициаторов реабилитации Наполеона, опубликовал о нем в 1845-61 двадцатитомный труд - "История Консульства и Империи".Революция 1848 и Вторая республикаВ ночь на 24 февраля 1848, когда в Париже уже шли баррикадные бои (см. Французские революции 19 в.), Тьер отклонил просьбу короля сформировать новое правительство. В июне он стал депутатом Учредительного собрания. Поддерживая республиканский режим, Тьер выступал против предлагавшихся неоякобинцами и социалистами радикальных реформ. Широкую известность получила его работа "О собственности" с критикой социалистических идей. Поддержав на президентских выборах (10 декабря) Луи Наполеона, Тьер, однако, в дальнейшем боролся против установления бонапартистской диктатуры, возглавляя в Законодательном собрании (1849-5..1) партию монархистов. После государственного переворота 2 декабря 1851 его арестовали и выслали из страны.Вторая империяВернувшись во Францию (август 1852), Тьер занимался научной деятельностью до 1863, пока не был избран депутатом Законодательного корпуса, где повел кампанию за восстановление демократических свобод. В июле 1870 он единственный из депутатов протестовал против объявления войны Пруссии (см. Франко-прусская война).Третья республикаПосле революции 4 сентября 1870 (см. Французские революции 19 в.) Тьер по поручению Правительства национальной обороны посетил ведущие державы Европы, добиваясь их вступления в войну на стороне Франции, а затем вел переговоры о мире с Бисмарком. 8 февраля 1871 Тьер был избран в Национальное собрание, которое 17 февраля назначило его главой исполнительной власти. 26 февраля он подписал мирный договор с Германией, а в мае подавил революционное движение Парижской Коммуны (см. Французские революции 19 в.). Став 31 августа Президентом республики, Тьер сумел добиться политического перемирия между партиями и организовать досрочную выплату контрибуции Германии, освободив Францию от оккупации. Уйдя в отставку 24 мая 1873, он не прекращал активной политической деятельности до самой смерти.Сочинения:История Консульства и Империи во Франции. СПб., 1846-1849. Т. 1-5.О собственности. СПб., 1872.История Французской революции 1788-1799. СПб.; М., 1873-1877. Т. 1-5.Литература:Discours parlementaires de M. Thiers. Paris, 1879-1883. V. 1-15.Notes et souvenir de M. Thiers 1848. Paris, 1902.Notes et souvenir de M. Thiers 1870-1873. Paris, 1904.La Monarchie de 1830. Paris, 1931. А. В. Чудинов



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru