Введение.
Казахстан является бывшей республикой СССР, и также как в Украине его производительные силы имеют две экономические оценки:
в условиях планово-централизованной экономики (до 91г.),
в условиях рыночного реформирования (1992-1996гг.).
Оценка и анализ производительных сил в переходный период затруднены по нескольким причинам: Образование высшее
1. процесс еще далеко не закончен и тенденции, объективный экономический уровень показателей еще не сформированы и будут значительно меняться;
2. на сегодняшнее состояние экономики Казахстана, как и Украины, оказывают влияние в большей степени субъективные факторы чем объективные: несформи-рованность эффективных владельцев предприятий; от- сутствие рыночно грамотных руководителей предприятий ( государственных и недавно приватизированных), допускающих грубые ошибки в управлении предприятиями ; ошибки в государственном регулировании экономики.
Результатом объективных и субъективных причин современного экономического кризиса в Казахстане является недоиспользование производительных сил, которые были созданы к 1988-1989гг. Недогрузка или даже остановка части предприятий означает один из двух вариантов:
1. предприятие не вписалось в новые рыночные условия вследствие того, что его продукция действительно не имеет объективного спроса и рыночного признания.
2. предприятие неэффективно управляется и не вписывается в те конкурентные условия, которые диктует рынок. Но при более профессиональном управлении предприятие может работать и производить конкурентоспособную продукцию.
В первом случае убыточное предприятие не следует относить к производительным силам, во втором – следует. Точного разделения: какая часть снижения производства какими вызвана причинами не может сделать сейчас никто, тем более официальная статистика. На этот вопрос ответит время. Для данной же работы принят следующий подход к оценке производительных сил Казахстана. Дан развернутый анализ производительных сил, сформированных и реально действовавших к 1987-1989 годам (максимальные объемы производства для всех республик СССР). Все предприятия, создававшие основу экономического потенциала Казахстана в1989 г существуют и к 1996 г. Даже если не работают и потенциально могут быть отнесены к производительным силам страны. Принцип оценки производительных сил по их максимальному проявлению в 1988 - 1989 гг. Использован в данной работе.
В специальном разделе в завершении работы показаны результаты экономического спада и пропорции снижения реальных производств в том числе по основным видам продукции. Практически, это дает оценку реального использования потенциала Казахстана 1988 - 1989 годов. Иными словами, в работе реализован принцип описания фактического потенциала 1988-1989 гг. и оценки степени его снижения в результате экономического кризиса.
1. Общая характеристика страны.
Казахстан занимает огромную (2717 тыс.кв.км) территорию: от предгорий Южного Урала до гор Тянь-Шаня, от Каспийского Моря до равнин Западной Сибири.
На востоке Казахстан граничит с Китайской Народной Республикой, на юге – с Киргизией, Узбекистаном и Туркменией, на севере и западе – с Россией. Наибольшая протяженность территории республики с севера на юг – около 2 тыс. км, с запада на восток – около 3 тыс. км.
Природа Казахстана очень контрастна : зеленые оазисы сменяются морем песков ; низменности, лежащие на десятки метров ниже уровня моря, -- горными вершинами высотой до 7 тыс. м. Когда на севере республики еще стоят морозы, на юге уже цветут сады и ведутся посевные работы . Территория с севера широко открыта холодному арктическому воздуху, беспрепятственно проникающему до хребтов Тянь-Шаня . Климат резко континентальный .
ЗАЩЕЧНЫЕ МЕШКИ , мешкообразные боковые выросты полости рта у некоторых сумчатых, многих грызунов и большинства узконосых обезьян. Служат для временного накопления пищи.
ЮДОЛЬ (церк .-слав., букв. - долина, дол), жизненный путь, жизнь с ее заботами и печалями.
НЬЮ-ДЕЛИ (Новый Дели) , часть г. Дели, в которой находятся основные правительственные учреждения. 294 тыс. жителей (1991). Первоначально застроена в 1911-23 для английской колониальной администрации, перенесшей в Нью-Дели центральную резиденцию из Калькутты.