«Управляемая демократия - это демократия (выборы, альтернативность, свобода слова и печати, сменяемость лидеров режима), но корректируемая правящим классом», - пишет Третьяков, в качестве превосходного примера такой «коррекции» приводя успех «Единства» - партии, к которой уже тогда прочно приклеился ярлык «виртуальная». По мнению автора, только управляемая демократия образца осени 1993 года (имеются в виду неконституционные решения Б. Ельцина) спасла страну от охлократии - власти толпы[108], и осенью 1999 история повторилась.
И, словно вступая с Третьяковым в заочную полемику, Цуладзе отмечает признаки наступления в нашей стране как раз той формы власти, которую управляемая демократия должна была, по мнению Третьякова, предотвратить - охлократии.
«Мнение большинства еще не есть воля большинства, - напоминает Цуладзе[109]. Рейтинг превратился в единственное мерило значимости политика, что, конечно же, неверно. Это произошло вследствие подмены реальных политических шагов и решений их имитацией.
Ориентация на рейтинг превратила ведущих российских политиков в законченных популистов. Они говорят то, что хотят слышать от них избиратели. Путин пришел к власти благодаря рейтингу, но вынужден постоянно поддерживать его на высоком уровне. Для этого он совершает «подвиги Геракла», цель которых - угодить толпе[110].
На толпу работал и главный «телекиллер» страны Сергей Доренко. Доренко и не скрывал этого:
«Моя обязанность как человека работающего в сфере шоу-бизнеса поддерживать интерес публики и коллег»[111].
Доренко - шоумен, замаскированный под политического аналитика - сумел заставить ОВР и его лидеров играть по своим правилам - правилам шоу-бизнеса, где зрелищность, сенсационность, эпатаж, эмоции, артистизм преобладают над разумными доводами или даже вовсе не оставляют для них места.
Но если Доренко считает такое превращение нормальным, то обозреватель «Известий» скорбит: «Одно из несчастий минувшей кампании - это трансформация рационального процесса обсуждения и размышления в шоу-игру. Мечта все манипуляторов общественным сознанием - сделать неразличимой границу между беллетристикой и реальностью, между мифом и историей. Чтобы легче было передергивать»[112].
Разумеется, в создании виртуальной (управляемой) демократии средства массовой информации служат всего лишь посредниками между манипуляторами и их жертвами - народом.
Пресса, как совершенно справедливо заметил наш президент, хо[U2] роший индикатор состояния дел в стране. Увлечение манипулированием привело к тому, что в России нет реальной сильной оппозиции власти, СМИ впали в бóльшую, чем прежде, зависимость от своих хозяев, а демократические институты так и не окрепли. Все это вызывает определенную тревогу: не наблюдается ли откат нашей страны назад?
Время покажет.
[1] “Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии”, М., “Галерия”, 1999, стр. 111.
[2] См. там же.
[3] См. Послание Президента Федеральному собранию от 8.07.2000.
[4] А. Ковлер. “Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт”. М., 1995, стр. 97)
[5] Меньшиков В., Челышев В., Якимец В. «Смерть пропаганды» // “Российская газета”, 25 декабря 1993.
[6] Ульянов Н. «То ли сенсация, то ли провокация» // «Независимая газета», №98, 2 июня 1999, стр. 3.
[7] «Советская Россия», №151, 28 декабря 1999, стр. 3.
[8] Ковлер А. «Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт», М., 1995, стр. 97.
ТРАНСВААЛЬ (Transvaal) , провинция ЮАР. 283,9 тыс. км2. Население 7,6 млн. человек (1985). Адм. ц. - Претория. В 1856 африканерами (бурами) на этой территории создана Южно-Африканская Республика (республика Трансвааль). В 1877 аннексирована Великобританией. В 80-е гг. буры получили внутреннее самоуправление. В результате англо-бурской войны 1899-1902 вновь аннексирована Великобританией. С 1910 провинция Южно-Африканского Союза (с 1961 ЮАР).
ЗЕМСКАЯ УПРАВА , уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2-3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года.
УНДЕР (наст . имя и фам. Марие Адсон, Adson) (1883-1980), эстонская поэтесса. Сборники лирики "Сонеты" (1917), "Предцветие" (1918), "Под небом пустым" (1930), "Искры в пепле" (1954) отмечены напряженной эмоциональностью, пластичной образностью, слиянием литературных и фольклорных традиций, с 1944 в Швеции.