Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг.
Роль СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 гг.
Страница 29

«Управляемая демократия - это демократия (выборы, альтернативность, свобода слова и печати, сменяемость лидеров режима), но корректируемая правящим классом», - пишет Третьяков, в качестве превосходного примера такой «коррекции» приводя успех «Единства» - партии, к которой уже тогда прочно приклеился ярлык «виртуальная». По мнению автора, только управляемая демократия образца осени 1993 года (имеются в виду неконституционные решения Б. Ельцина) спасла страну от охлократии - власти толпы[108], и осенью 1999 история повторилась.

И, словно вступая с Третьяковым в заочную полемику, Цуладзе отмечает признаки наступления в нашей стране как раз той формы власти, которую управляемая демократия должна была, по мнению Третьякова, предотвратить - охлократии.

«Мнение большинства еще не есть воля большинства, - напоминает Цуладзе[109]. Рейтинг превратился в единственное мерило значимости политика, что, конечно же, неверно. Это произошло вследствие подмены реальных политических шагов и решений их имитацией.

Ориентация на рейтинг превратила ведущих российских политиков в законченных популистов. Они говорят то, что хотят слышать от них избиратели. Путин пришел к власти благодаря рейтингу, но вынужден постоянно поддерживать его на высоком уровне. Для этого он совершает «подвиги Геракла», цель которых - угодить толпе[110].

На толпу работал и главный «телекиллер» страны Сергей Доренко. Доренко и не скрывал этого:

«Моя обязанность как человека работающего в сфере шоу-бизнеса поддерживать интерес публики и коллег»[111].

Доренко - шоумен, замаскированный под политического аналитика - сумел заставить ОВР и его лидеров играть по своим правилам - правилам шоу-бизнеса, где зрелищность, сенсационность, эпатаж, эмоции, артистизм преобладают над разумными доводами или даже вовсе не оставляют для них места.

Но если Доренко считает такое превращение нормальным, то обозреватель «Известий» скорбит: «Одно из несчастий минувшей кампании - это трансформация рационального процесса обсуждения и размышления в шоу-игру. Мечта все манипуляторов общественным сознанием - сделать неразличимой границу между беллетристикой и реальностью, между мифом и историей. Чтобы легче было передергивать»[112].

Разумеется, в создании виртуальной (управляемой) демократии средства массовой информации служат всего лишь посредниками между манипуляторами и их жертвами - народом.

Пресса, как совершенно справедливо заметил наш президент, хо[U2] роший индикатор состояния дел в стране. Увлечение манипулированием привело к тому, что в России нет реальной сильной оппозиции власти, СМИ впали в бóльшую, чем прежде, зависимость от своих хозяев, а демократические институты так и не окрепли. Все это вызывает определенную тревогу: не наблюдается ли откат нашей страны назад?

Время покажет.

[1] “Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии”, М., “Галерия”, 1999, стр. 111.

[2] См. там же.

[3] См. Послание Президента Федеральному собранию от 8.07.2000.

[4] А. Ковлер. “Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт”. М., 1995, стр. 97)

[5] Меньшиков В., Челышев В., Якимец В. «Смерть пропаганды» // “Российская газета”, 25 декабря 1993.

[6] Ульянов Н. «То ли сенсация, то ли провокация» // «Независимая газета», №98, 2 июня 1999, стр. 3.

[7] «Советская Россия», №151, 28 декабря 1999, стр. 3.

[8] Ковлер А. «Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт», М., 1995, стр. 97.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

ХИРАЛЬ (Хираль Перейра) (Giral Pereyra) Хосе (1879-1962) , в июле - сентябре 1936 премьер-министр, в 1937-38 министр иностранных дел Испанской республики. В 1945 - январе 1947 премьер-министр республиканского правительства в эмиграции.

ЦЕЗУРА (лат . caesura - рассечение),..1) постоянный словораздел в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха...2) Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО 11-го НУМЕРА , литературно-политический кружок студентов-разночинцев Московского университета в 1830-31. Назван по номеру комнаты в общежитии, где жил В. Г. Белинский и где собирался кружок. Обсуждение проблем литературно-общественной и политической жизни, чтение собственных произведений.



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru