Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
ВЕРЕЩАГИН Леонид Федорович (1909-77) , российский физик, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1963). Организатор и директор Института физики высоких давлений АН СССР (с 1958, ныне им. Верещагина). Основные труды по свойствам веществ при высоких и сверхвысоких давлениях и разработке методов получения сверхвысоких давлений. Под руководством Верещагина впервые в СССР синтезированы алмазы (1960). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1952).
ЗАМЕТАЕВ Игнатий Петрович (ок . 1735-75), один из последователей Емельяна Ивановича Пугачева, беглый солдат. В нач. 1775 возглавил восстание на нижней Волге, в июле пленен, умер после пыток.
ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346-1409) , армянский философ, педагог, церковный деятель, ученик и последователь Ованеса Воротнеци. Один из главных представителей татевской школы, испытал значительное влияние Давида Анахта (см. Татевский монастырь).