Формы государственного правления
Формы государственного правления
Страница 6

Юридическими признаками республики являются:

1) Выборность высших органов государственной власти.

2) Избрание органов верховной власти на определённый срок.

3) Осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению.

4) Юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения.

5) Принцип разделения власти.

6) Гарантированность прав человека и гражданина.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

- наиболее последовательно проведен принцип разделения властей.

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.

- более широкие, чем в парламентарной республике полномочия главы государства.

Законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения). Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

РЕЗЕРВАЖ (франц . reservage), вид гравюры на металле. Рисунок, нанесенный специальными чернилами на "доску", покрывают кислотоупорным грунтом. При обработке водой чернила разбухают и приподнимают лежащий над ними грунт, обнажая металл для последующего травления.

СТЕПАНЯН Нельсон Георгиевич (1913-44) , дважды Герой Советского Союза (1942, 1945, посмертно), подполковник (1944). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации Черноморского и Балтийского флотов, командир эскадрильи и полка; полк под командованием Степаняна совершил ок. 1500 боевых вылетов, потопил св. 50 кораблей и судов, сбил 13 самолетов. Лично Степанян совершил ок. 240 боевых вылетов. Погиб в бою.

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз , Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818-1823). Св. 50 членов. Программа: освобождение крестьян, создание федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru