В 1869-1874 годах в Петербурге действовала организация чайковцев. Они готовили пропагандистов из интеллигенции, обучая их в создаваемых слесарных, столярных, сапожных мастерских. Среди фабричных работников они создавали кружки самообразования, надеясь, что «фабричные» и понесут в село социалистические идеи. Кружковцы издавали и распространяли революционную литературу.
Чайковцы считали, что русские крестьяне – стихийные социалисты, так как из покон веков всё делают вместе, «обществом». «Нужно только разбудить их социалистические инстинкты»1.
Ленин выделял 3 народничества.
1. «Социализм был для народников естественной альтернативой хищническому, антигуманному западному капитализму»2, возведённому в систему «с его сословной нравственностью», «дикостью и варварством»3. Народники «считали развитие капитализма в России регрессом, упадком, считали необходимым и возможным остановить, задержать, обойти этот процесс»4.
2. Народники верили в самобытное развитие России, стремились «избежать капитализма»5. Они считали, что «только радикальное изменение экономической политики самодержавия (на что уповало легальное
1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 527.
2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.
3 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 86.
4 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.
5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 87.
Народничество) или же вмешательство в социально-экономический процесс революционных сил (к чему стремилось народничество революционное) способно поддержать зачатки самобытности, обеспечить их развитие»1.
3. Народникам «был свойственен субъективно-идеалистический взгляд на историю и общество, на роль личности и масс»2. Революционеры тех лет видели народ лишь в крестьянстве. Рабочий в их глазах был тем же крестьянином, лишь временно оторванным от земли. И они верили, что крестьянин сможет подняться на революцию.
"ПОРТУГАЛЬСКИЕ ПИСЬМА" (1669) , литературная мистификация французского писателя Габриэля-Жозефа Гийерага (1628-85), сборник любовных посланий, приписанных им португальской монахине Мариане Алькофорадо (1640-1723); в 1913 переведены Р. М. Рильке на немецкий язык.
ФЕРТ-ОФ-КЛАЙД (Firth of Clyde) , залив Ирландского м., у западного берега Шотландии. Длина ок. 140 км, ширина у входа 40 км, в вершине 5,5 км, глубина 33-164 м. В залив впадает р. Клайд, в 35 км от устья которой - г. Глазго.
КАМЕНЬСКИЙ Хенрык (1813-66) , польский революционный деятель. Участник Польского восстания 1830-31. Идеолог (с 40-х гг.) польского национально-освободительного движения, выступал за создание русско-польского революционного союза. С 1852 в эмиграции. В философских трудах влияние Г. Гегеля, К. Сен-Симона. Разрабатывал проблемы политэкономии.