В составе татар Волго - Уральского региона выделяются две крупные этнические группы (субэтносы): казанские татары и мишари. Промежуточную группу между казанскими татарами и мишарями составляют касимовские татары (район их формирования г.Касимов Рязанской области и его окрестности). Этноконфессиональную общность представляют из себя крещеные татары-кряшены. В силу территориальной разобщенности и под влиянием соседних народов в составе каждой из этих групп в свою очередь сформировались этнографические группы, имеющие некоторые особенности в языке, культуре и быту. Так, в составе казанских татар исследователи выделяют нукратскую (чепецкую), пермскую, этносо-словную группу тептярей и др. Локальные особенности имеются и у кряшен (нагайбаки, молькеевцы, елабужские, чистопольские и др.). Мишари делятся на две основные группы — северную – сергачскую и южную - темниковскую.
Кроме того, в результате неоднократных переселений среди мишарей также образовалось несколько территориальных подгрупп: правобережная, левобережная или заволжская, приуральская.
Этноним татары является общенациональным, а также основным самоназванием всех групп, образующих нацию. В прошлом у татар имелись и другие локальные этнонимы - моселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар считало себя татарами.
3. Этногенез и история татарского народа
Этническая история волго-уральских татар еще полностью не выяснена. Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар, имело свои особенности. Ранние этапы этногенеза казанских татар обычно связывают с волжскими булгарами, этнический состав которых был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме тюркского племени, собственно булгар, известны такие племена как берсилы, эсегелы, савиры (сувары) и др. Истоки некоторых из этих племен уходят в гуннскую среду, позже упоминаются среди хазар. Существенную роль в формировании булгар сыграли финно-угорские группы. В составе Волжско - Камской Булгарии из многих племен и постплеменных формирований образовывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Устоявшиеся в течение VIII - начала XIII в. этнические связи нарушаются в 1236 г. монгольским нашествием. Завоевателями были разрушены города и села, особенно расположенные в центре страны. Часть булгар переселяется на север (в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). В результате этих миграций северная граница расселения волжских булгар отодвигается до бассейна р.Ашит. Отдельные небольшие группы булгар проникли до р.Чепцы, заложив тем самым этническую основу чепецких или нукратских татар.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ , имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.
ГОДВИН (Godwin) Уильям (1756-1836) , английский писатель. Роман "Калеб Вильямс" (т. 1-3, 1794) знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей-романтиков 19 в. Другие произведения Годвина близки к жанру готического романа. В трактате "Рассуждение о политической справедливости" (т. 1-2, 1793) выдвинул утопический проект построения общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Оказал влияние на Р. Оуэна.
ЭГК (Egk) Вернер (1901-83) , немецкий композитор. Оперы: "Волшебная скрипка" (1935), "Пер Гюнт" (по Генрику Ибсену, 1938), "Ирландская легенда" (1955), "Ревизор" (по Н. В. Гоголю, 1957) и др.