B. Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.
Рассмотрим подробнее пункт а).
Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.
Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества.
Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной.
Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем прикрывалась законностью?
Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".
В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.
При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого.
Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" -это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная полиция(НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание.
СМИРНОВ-СОКОЛЬСКИЙ (наст . фам. Смирнов) Николай Павлович (1898-1962), российский артист, библиофил, народный артист России (1957). Автор и исполнитель эстрадно-сатирических фельетонов (монологов). Собрал уникальную библиотеку первых и прижизненных изданий русских писателей 18-20 вв., литературных альманахов и др. Основной библиографический труд "Моя библиотека" (т. 1-2, 1969).
ПОПЕНЧЕНКО Валерий Владимирович (1937-75) , российский спортсмен (бокс), заслуженный мастер спорта (1964), кандидат технических наук. Чемпион Олимпийских игр (1964), Европы (1963, 1965) и СССР (1959, 1961-65).
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич (р . 1938), русский поэт. В лирике, ориентированной на русскую классику, - острота видения коллизий современного бытия, драматическое переживание советской действительности, преломленной в конкретных судьбах (сборники "Из трех тетрадей", 1976; "Слуховое окно", 1983, "Ветром и пеплом", 1989); повести в стихах "Однофамилец", 1987). Переводы. Государственная премия Российской Федерации (1993).