Этногенез марийцев
Этногенез марийцев
Страница 3

В середине 16 века произошло присоединение Марийского края к России в результате продолжительных войн Московского государства с Казанским ханством. Это сопровождалось жестокостью по отношению к местному населению. Ответом было естественное возмущение, сопротивление ("черемисские войны" второй половины XVI века).

В царской России Марийский край развивался, как и все инородческие регионы, с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство, главными орудиями труда в котором вплоть до 1930-х годов оставались соха. лукошко, серп, цеп. Промышленность края была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном продукцию леса. Более медленными темпами внедрялись и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.

До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7 процента мари проживают вне пределов своей республики, в т.ч. 4,1 процента вне пределов России.

Марийцы- единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих предков, не отрекшийся от своих древних богов.

Начиная с XVI века, марийцы, как и все другие народы, присоединенные к Русскому государству, подвергались целенаправленной христианизации. С этого времени традиционная вера народа мари, объявленная презренным язычеством, жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Принявшим новую веру, предоставлялись определенные льготы. Многие марийцы, не желая осквернять себя чужой, чуждой верой, стремясь к сохранению чистоты своей веры, обычаев предков, национального облика, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, верующая часть которых в своем подавляющем большинстве не приняла христианство, поклоняется древнемарийским богам. Все же большинство марийцев в местах их традиционного проживания было окрещено: кто по доброй воле, кто по принуждению, а кто и насильственно. При этом далеко не все крещеные отошли от древних религиозных традиций. Соблюдая в той или иной мере каноны христианства, многие из них постоянно обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, которые имеются около каждой марийской деревни, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины. Вместе с ними, как правило, молятся и те, кто не принял христианства и считает себя приверженцем чистой веры - Чимарий. Древнемарийские боги в существенной мере антропоморфны, в верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков.

Приверженность к исконным религиозным верованиям в определенной мере способствовала утверждению национального самосознания мари. Из народов финно-угорского сообщества они в большей мере сохранили свой язык, национальные традиции, культуру. В то же время марийское язычество, являясь национальной разновидностью религии, несет в себе определенные элементы национального отчуждения, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных, враждебных тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ОНАТ , древнегреческий скульптор, сын Микона.

МУНИЦИПАЛИТЕТ , выборный орган в системе самоуправления. Для выполнения своих функций муниципалитет, как правило, может принимать обязательные решения, вводить местные налоги, иметь в собственности определенное законом имущество (т. н. муниципальная собственность).

У ПОУН НЬЯ (У Пон Ня) (наст . имя Маун Поу Си) (между 1807 и 1816 - ок. 1867), бирманский писатель, один из создателей национальной драмы: "Падума", "Вейтандая", "Водонос"; стихи и прозаические произведения на буддийские сюжеты; трактаты по буддийской философии, медицине.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru