Политика как общественное явление.
В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру; субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей. Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий. Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.
Характерные черты политики:
* связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности: мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но и действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов.
* любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для решения проблем всего общества.
* связь с действиями и интересами больших масс людей.
* властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так властный характер политики, предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы, предполагает обращение к механизмам власти.
Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: «Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание политики, как «области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.
Содержание мира политики.
Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:
1. Как сфера общественной жизни
2. Как один из видов активности социальных субъектов
3. Как определенный тип социальных отношений.
В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление общественными делами и регулирование людьми.
БОЛЬШАЯ ГИЛЬДИЯ , привилегированное сословное объединение крупных купцов и владельцев недвижимости (преим. немцев) в сер. 14-19 вв. в городах Прибалтики (Таллине, Риге, Тарту и др.).
ШЛИССЕЛЬБУРГ , город в Ленинградской обл., пристань на Ладожском оз., у истока р. Нева. Железнодорожная станция. 12,5 тыс. жителей (1993). Судостроительно-судоремонтный завод. Основан новгородцами как крепость на Ореховом о-ве в 1323; до 1611 - Орешек. В 1611 захвачен шведами, до 1702 - Нотебург. Во время Северной войны 1700-21 взят 11.10.1702 штурмом русскими войсками. С 1702 называется Шлиссельбург. В 1944-92 - Петрокрепость. В черте города - Шлиссельбургская крепость. Во время Великой Отечественной войны в 1941-43 город был оккупирован, но крепость на острове оставалась в руках советских войск.
ЮВЕНАЛ Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (ок . 60 - ок. 127), римский поэт-сатирик. Известен как классик "суровой сатиры". Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоев римского общества - от низов до придворных слоев.