Сущность власти
Сущность власти
Страница 10

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле ресурсы власти представляют собой всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое понимание власти достаточно общо и не позволяет дифференцировать различные элементы власти: её субъект, объект, средства, поскольку в этом случае ресурсы власти включают все факторы, которые так или иначе способны повлиять на власть:

1) собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.)

2) некоторые свойства объекта (например, его политическую доверчивость, привычку подчиняться и др.)

3) благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъём, раздоры в оппозиции, международную обстановку и т.п.)

4) материальные и иные средства воздействия.

При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для изучения ресурсов власти и её структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов власти, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти, хотя иногда ресурсы и основания власти отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена». Согласно этой теории в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнения распоряжений обладателей ресурсов. Тем самым они попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определённые ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных агентов. Ресурсы власти также разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Некоторые учёные разделяют их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ФИЛАРЕТЕ (Filarete) (наст . фам. Аверлино, Averlino) Антонио (ок. 1400 - ок. 1469), итальянский архитектор и скульптор. Представитель Раннего Возрождения. В "Трактате об архитектуре" (1460-64) дал описание "идеального города".

ЙОДЛЬ (Jodl) Альфред (1890-1946) , немецкий генерал-полковник (1944). В 1939-45 начальник штаба оперативного руководства вооруженными силами, главный военный советник Гитлера. Виновник массового уничтожения мирного населения на оккупированной территории. На Нюрнбергском процессе приговорен к смертной казни как один из главных немецко-фашистских военных преступников.

ШАХРАЙ Сергей Михайлович (р . 1956), российский государственный деятель. В 1990-93 депутат ВС РСФСР, заместитель председателя правительства Российской Федерации в 1994-96. В феврале 1993 председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам федерации и национальностей, в 1994 министр Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике. С октября 1993 лидер Партии российского единства и согласия (ПРЕС). В 1993 и 1995 избирался депутатом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. С 1996 представитель президента в Конституционном суде.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru