Югославский кризис
Югославский кризис
Страница 4

Власти использовали разные методы борьбы: вводилось военное по­ложение и комендантский час; разрабатывались новые экономические программы решения «проблем Косово», которые включали в себя преодо­ление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укре­пление материальной основы самоуправления; предпринимались политиче­ские попытки формирования единства на классовой, а не национальной основе. Однако достичь положительного результата не удалось. Безре­зультатность поиска выхода из кризиса привела руководство Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение некоторых полномочий сможет стабилизировать ситуацию. В Сербии развернулась компания за правовое, территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев. Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины, столицы края, в ян­варе 1990 г. 40 тысяч албанцев. Гневные, протестующие, готовые сра­жаться за свои права они представляли угрозу для стабильности Сербии и даже Югославии. Это происходило в то время, когда безре­зультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии открыто го­ворить о независимости. Все происходило на фоне кризиса, охватившего все сферы жизни и структуры власти. Введенные в край во­енные под­разделения и полицейские силой попытались удержать порядок в Косово. Это повлекло столкновения и жертвы. Торопя события, албан­ские депу­таты Скупщины провозгласили Косово республикой. В ответ Скупщина Сербии распустила Скупщину Косово, обосновав это царящим в крае беззаконием и нарушением порядка. Но эти меры только усугубили си­туацию.

Принятая в 1990 г. конституция Сербии свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех эле­ментов государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского неповиновения: создавались параллельные структуры вла­сти (подпольный парламент и правительство), албанские учителя отка­зывались следовать новой школьной программе и начали учить по албан­ской школьной программе в подполье. В условиях подполья занимался и албанский университет. В результате весь край разделился на два па­раллельных общества – албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике несомненно доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключи­тельно сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991 г. албанцы провели референдум о независимости Косово и создании незави­симой республики и все высказались «за». 24 мая 1992 г. со­стоялись выборы президента и парламента, сербы не участвовали, а ал­банцы вы­брали президентом Ругову.

Летом 1991 г. Югославия начала разваливаться. Из нее вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцего­вина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сер­бии. Конфликт принял вооруженный характер. В ходе конфликта проводи­лись «этнические чистки», выселение с захваченных территорий других народов. Уже к началу 1993 г. в этом конфликте погибло более 160 ты­сяч человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после Второй мировой войны. [9, 118]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ЯН III , см. Собеский Ян.

ЧАЙКИНА Елизавета Ивановна (1918-41) , один из руководителей подполья в Великую Отечественную войну, Герой Советского Союза (1942, посмертно). С 1939 секретарь Пеновского (с 1941 подпольного) РК ВЛКСМ (ныне Тверская обл.). Казнена фашистами.

РИФТИН Борис Львович (р . 1932), российский филолог-востоковед, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды о классической и современной литературе, мифологии, фольклоре, а также о связях литератур Дальнего Востока и Центр. Азии. Государственная премия СССР (1990).



Copyright © 2022 www.politicaledu.ru