Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 40

Однако внутренние культурные ограничения человек получает в процессе своего образования и воспитания от общества, то есть извне, притом, что склонность к принятию/непринятию тех или иных социальных ограничений зависит во многом от врождённых способностей и особенностей человека. Именно поэтому одинаковые условия социальной среды не создают одинаковой реакции на них со стороны индивидов и не формируют одинаковых личностей. Человек может быть чистой доской только в смысле незаполненности новой социокультурной информацией, но не в смысле реакций на неё. Если же мы согласимся с возможностью наличия в человеке осознанной родовой, реинкарнационной памяти или экстрасенсорной связи с внесоциальными источниками знаний, то вопрос формирования внутренних социальных ограничений становится ещё более запутанным. Но на практике, такие люди, особенно дети, утверждающие наличие у них подобной памяти или способностей, встречаются редко. В господствующей культуре исследование этих вопросов маргинализируется и вытесняется потому, что эти темы выходят за рамки установленных актуальной культурой социальных ограничений и тем самым релятивируют её. В настоящее время эти темы (реинкарнации, жизни после смерти и т.п.) приобрели статус вечных и якобы неразрешимых вопросов, хотя с позиций обыденно-рассудочного сознания они действительно неразрешимы, на что указал ещё И. Кант.

Другой вопрос, не является ли само это рассудочное сознание принципиально социально ограниченным и принудительно навязанным массам господствующей культурой? Американский психолог и писатель Р.А. Уилсон отвечает на этот вопрос положительно. «Это значит, что общество не поощряет развитие интеллекта у большинства людей, а скорее жестко программирует их сравнительную тупость, что необходимо для их максимального соответствия наиболее традиционным видам деятельности. Их контур биовыживания работает также, как и у большинства животных, их эмоционально-территориальный контур является типичным контуром приматов, кроме того, у них имеется немного «ума» третьего контура, необходимого для вербализации (рационализирования). Естественно, они обычно голосуют за какого-нибудь шарлатана, которому удается активизировать их примитивные биовыживательные страхи и территориальную воинственность»(405, с.148). Согласно Р.А. Уилсону, сознание большинства наших современников ограничено развитием четырёх из восьми возможных его контуров.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44

ШМИДТ Сигурд Оттович (р . 1922), российский историк, заслуженный деятель науки России (1989), академик Российской академии образования (1992), доктор исторических наук, профессор. Сын О. Ю. Шмидта. С 1968 председатель Археографической комиссии АН СССР (с 1991 - Российской АН). Основные труды по истории русского феодализма (в основном 16 в.), истории культуры, источниковедению, историографии, археографии, краеведению и др.

ГАННОН ВЕЛИКИЙ , в Карфагене наместник Ливии ок. 240 до н. э., политический противник Гамилькара Барки и Ганнибала, в годы 2-й Пунической войны сторонник капитуляции перед Римом.

АЛДАН-СЕМЕНОВ (наст . фам. Семенов) Андрей Игнатьевич (1908-85), русский писатель. Был репрессирован и 15 лет провел в лагерях. Наиболее известная повесть "Барельеф на скале" (1964) - одно из первых опубликованных в СССР произведений о сталинских лагерях. Исторические романы о гражданской войне. Книги: "Белый остров" (1931), "Закон дружбы" (1954), "Бухта желания" (1958), "Красные и белые" (т. 1-2,1970-74), "Гроза над Россией" (1980) и др.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru