Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 43

В завершение рассмотрим вещные и человеческие социальные ограничения. Человеческие социальные ограничения – это такие внутренние и внешние, материальные и идеальные, качественные и количественные, субъективные ограничения, которые исходят от людей, а вещные ограничения – это такие материальные и идеальные, внутренние и внешние, количественные и качественные, объективные ограничения, источником которых являются вещи. В данном случае под вещами будут пониматься, прежде всего, артефакты материальной культуры, то есть изготовленные человеком материальные вещи. Это означает, что вещные социальные ограничения являются сугубо вторичными, а первичными в этой паре являются человеческие социальные ограничения. Идеальные, внутренние вещные социальные ограничения – это по сути отношения человека порождаемые на первый взгляд материальными вещами, а на самом деле – отношением человека к ним. Подобные ограничения являются в принципе иллюзорными, хотя те, кто их испытывает, могут полагать, что это не так. Такой иллюзорной формой вещной зависимости являются, например, социально наведённые ложные потребности в вещах, без которых можно на самом деле обойтись и отсутствие которых субъективно воспринимается как социальное ограничение. Проблема ложных вещных потребностей хорошо разобрана в работе Г. Маркузе «Одномерный человек». В ней показано, как потребительское общество, где производитель ориентирован исключительно на прибыль, вынуждено искусственно создавать вещные потребности с помощью постоянно меняющейся моды, рекламы и системы сложной вещной взаимозависимости, когда для успешного функционирования одной вещи нужно приобретать вторую, третью и так до бесконечности. В результате современный человек, как правило, окружён массой мнимо нужных вещей, поглощающих всё его время, силы и тем самым препятствующих его дальнейшему личностному развитию. Вещи самой логикой своего функционирования незаметно заставляют человека приспосабливаться к ним, обслуживать их, жить в их, а не в своём ритме, тем самым порабощая человека.

Показательно, что ситуация вещной зависимости и ограниченности человека находит и своё идеологическое выражение. Например, в марксизме считается, что причиной превращения обезьян в людей стала их орудийная деятельность. То есть, человек возник только тогда, когда он обрёл вещную зависимость от этих орудий. Человек в марксизме по своей природе существо предметно зависимое.

Страницы: 39 40 41 42 43 44 45 46 47

ДЕСНОС (Desnos) Робер (1900-45) , французский поэт. Участник Движения Сопротивления. Книга "Тела и блага" (1930) - в духе сюрреализма. Сборник философско-сатирических стихов "Достояния" (1942) и др. Гражданская лирика Десноса (сборник "Бодрствования", 1943) - одна из ярких страниц поэзии Сопротивления. Погиб в нацистском лагере.

БРАНТИНГ (Branting) Карл Яльмар (1860-1925) , один из основателей (1889) и лидеров Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ; с 1907 председатель ее Исполкома). В 1917-18 министр финансов, в 1920-25 премьер-министр, в 1921-23 также министр иностранных дел. Нобелевская премия мира (1921).

ВЕНИАМИН Сузский (Персидский) (ум . 421 или 424), священномученик, диакон в Сузах (в Персии), пострадавший в гонение царя Йездегерда I. Память в Православной церкви 31 марта (13 апреля) и 13 октября, в Католической - 31 марта.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru