Поднятая тема внутренних и внешних ограничений личности возвращает нас к важному вопросу о субъекте и объекте социальных ограничений. Вопрос этот непростой. Как было показано выше, религиозная этика апеллирует к сверхсоциальным ценностям. «Общество является лишь школой служения; университетом же служения является над-общественная сфера высших ценностей культуры»(233, с.185), - считал С.А. Левицкий. В этом утверждении есть известное противоречие, так как культура является социальным явлением даже в своих высших ценностях, хотя религиозные ценности вообще могут быть и внесоциальными. Но, даже признав внесоциальный источник религиозных и этических ценностей, мы должны будем согласиться с тем, что они реализуются и применяются именно в социальной среде. Поэтому эти ценности правильнее было бы назвать смешанными, социально-надсоциальными. Признать полностью имманентный, социальный характер этих ценностей как это делают многие современные философы нельзя, ибо в этом случае они приобретут релятивный, неустойчивый характер и превратятся в объекты манипуляций социальных авторитетов. Эти ценности можно представить в качестве независимого «субъекта» социально-надсоциальных ограничений. Противостоящим ему объектом оказывается личность и общество.
Согласно О. Шпенглеру, основным свойством жизни является стремление к преодолению всех и всяческих ограничений и границ. Жизнь хочет уничтожить все границы, к тому же любое единичное её проявление стремится слиться с общим и всеобщим, преодолев свою индивидуальную ограниченность. Приняв этот тезис, мы начинаем понимать, почему психологически ограничение свободы воспринимается нередко негативно, и почему мы вообще можем ощущать свою ограниченность. Вероятно, будь ограниченность изначально присуща жизни, какое-либо её ощущение и осознание, как и стремление к свободе были бы невозможны. Хорошо известно и противоположное психологическое состояние – страх свободы, ксенофобия, которые можно назвать волей к ограниченности, в том числе и социальной. Эта воля является одним из источников создания социальных ограничений.
ЯДРИН , город в Российской Федерации, Чувашия, пристань на р. Сура, в 60 км от ж.-д. ст. Шумерля. 10,8 тыс. жителей (1993). Пищевая промышленность. Основан в 1590. Близ Ядрина - Чувашский конный завод (русские рысаки и тяжеловозы).
ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ (от поли ... и тональность), в музыке - одновременное звучание нескольких (часто двух) тональностей или их аккордов (главным образом в музыке 20 в.).
ОСТРОЖСКИЕ , литовские и польские князья 14-17 вв. Из пинских и туровских удельных князей. Родовое владение - Острог и др. Наиболее известны:1) Константин (ок. 1460-1530), брацлавский староста, великий гетман литовский, руководитель литовской армии в битве под Оршей 1514, активный участник борьбы против Крымского ханства.2) Константин Константинович (1526-1608), князь, украинский магнат, киевский воевода. Защищал православное население от окатоличивания и полонизации, выступал против восстаний К. Косинского и С. Наливайко. Основал школы в Турове (1572), Владимире-Волынском (1577) и типографию в Остроге.