Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 58

2.3. Структура социальных ограничений.

Структурные компоненты системы социальных ограничений являются формами проявления системообразующего фактора социальных ограничений – воли общества к самосохранению и самоутверждению на разных уровнях культуры.

Главным, с содержательной точки зрения, атрибутом системы социальных ограничений является концепция реализуемого этим обществом социокультурного проекта, содержащая его главные ценностно-целевые установки и константы, в особенностях которых концепция и находит своё выражение. Эта концепция имеет статико-метафизический характер, так как в случае её изменения социокультурный проект не будет реализован. Уровень концептуальных социальных ограничений является высшим и одновременно наиболее скрытым уровнем социальных ограничений. Многие мыслители предпринимали попытки выявления концептуальных основ различных цивилизаций. Например, И.Л. Солоневич попытался выявить эти основы у России, а так как выявленное им показывало преимущество русской цивилизации над западной и многими другими, то его работы стали замалчиваться. Сходные попытки выявления «русской идеи» как цивилизационной концепции предприняли Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие авторы. В настоящее время актуальным является выявление концепции Западной цивилизации, принудительно навязывающей свою систему социальных ограничений всему миру. В качестве примеров существования подобных концепций можно привести различные религии, в которых эти концепции содержатся имплицитно, поэтому их выявление требует определённой аналитико-синтетической и герменевтической работы. Такие различные концепции жизнеустройства можно вычленить в Ветхом и Новом Заветах Библии, в Коране, Законах Ману, священных текстах других религий. В качестве примера попытки вычленения подобной концепции можно привести монографию В.Г. Тахтамышева «Библейская идеология: образ и реальность мира». «Завершение формирования корпуса священного текста свидетельствовало о том, что локальная цивилизация завершила процесс своего осознания и дальнейший процесс состоит в полном проникновении учения в общественную реальность»(385, с.33), - писал В.Г. Тахтамышев. Конечно, эта концепция не обязательно носит религиозный характер. Так, библейский текст «своё содержание… выражает в религиозной форме. Хотя эта форма и противостоит религиозному догматизму, всё же последний примиряется с ней и признаёт её в качестве своей. Будучи признанной религиозным сознанием и оказывая разрушающее воздействие на него (которое последним часто не осознаётся), Библия является уникальным средством управления религиозным сознанием и удержания его в позитивных для общественного целого рамках»(385, с.35), - отмечал В.Г. Тахтамышев.

Страницы: 54 55 56 57 58 59 60 61 62

МАРТИНЕС ДЕ ЛА РОСА (Martine de la Rosa) Франсиско (1787-1862) , участник революций 1808-14 и 1820-23 в Испании. Правый либерал. В 1822 и 1834-35 глава правительства, в 1845-46 министр. Поэт и прозаик, историк.

РИД Томас Майн (1818-83) , английский писатель. Авантюрно-приключенческие романы связаны с темой борьбы и страданий угнетенных народов Америки ("Белый вождь", 1885; "Квартеронка", 1856; "Оцеола, вождь семинолов", 1858); реалистические зарисовки быта и нравов Техаса содержит роман "Всадник без головы" (1866). Сочинениям Рида свойственны гуманизм, драматическая напряженность сюжета.

ДИДОНА (Элисса) , в античной мифологии сестра царя Тира, основательница Карфагена.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru