Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 58

2.3. Структура социальных ограничений.

Структурные компоненты системы социальных ограничений являются формами проявления системообразующего фактора социальных ограничений – воли общества к самосохранению и самоутверждению на разных уровнях культуры.

Главным, с содержательной точки зрения, атрибутом системы социальных ограничений является концепция реализуемого этим обществом социокультурного проекта, содержащая его главные ценностно-целевые установки и константы, в особенностях которых концепция и находит своё выражение. Эта концепция имеет статико-метафизический характер, так как в случае её изменения социокультурный проект не будет реализован. Уровень концептуальных социальных ограничений является высшим и одновременно наиболее скрытым уровнем социальных ограничений. Многие мыслители предпринимали попытки выявления концептуальных основ различных цивилизаций. Например, И.Л. Солоневич попытался выявить эти основы у России, а так как выявленное им показывало преимущество русской цивилизации над западной и многими другими, то его работы стали замалчиваться. Сходные попытки выявления «русской идеи» как цивилизационной концепции предприняли Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие авторы. В настоящее время актуальным является выявление концепции Западной цивилизации, принудительно навязывающей свою систему социальных ограничений всему миру. В качестве примеров существования подобных концепций можно привести различные религии, в которых эти концепции содержатся имплицитно, поэтому их выявление требует определённой аналитико-синтетической и герменевтической работы. Такие различные концепции жизнеустройства можно вычленить в Ветхом и Новом Заветах Библии, в Коране, Законах Ману, священных текстах других религий. В качестве примера попытки вычленения подобной концепции можно привести монографию В.Г. Тахтамышева «Библейская идеология: образ и реальность мира». «Завершение формирования корпуса священного текста свидетельствовало о том, что локальная цивилизация завершила процесс своего осознания и дальнейший процесс состоит в полном проникновении учения в общественную реальность»(385, с.33), - писал В.Г. Тахтамышев. Конечно, эта концепция не обязательно носит религиозный характер. Так, библейский текст «своё содержание… выражает в религиозной форме. Хотя эта форма и противостоит религиозному догматизму, всё же последний примиряется с ней и признаёт её в качестве своей. Будучи признанной религиозным сознанием и оказывая разрушающее воздействие на него (которое последним часто не осознаётся), Библия является уникальным средством управления религиозным сознанием и удержания его в позитивных для общественного целого рамках»(385, с.35), - отмечал В.Г. Тахтамышев.

Страницы: 54 55 56 57 58 59 60 61 62

"СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА" , организация черносотенцев в России в 1908-17. Выделилась из "Союза русского народа". Председатель - В. М. Пуришкевич. Центр в Санкт-Петербурге, отделы в ряде городов. Распущен после Февральской революции.

ЯЧЕВСКИЙ Артур Артурович (1863-1932) , российский ботаник, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН с 1923). Труды по фитопатологии, микологии и др. Организатор службы защиты растений в СССР. Автор первого определителя грибов (1897).

ЛУЧИЦКИЙ Игорь Владимирович (1912-83) , российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1968). Сын В. И. Лучицкого. Основные труды по палеовулканологии, тектонике и моделированию тектонических процессов.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru