Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Страница 75

«Как бы то ни было, но понятие jus ad bellum (право войны) пока еще существует, и никто от него добровольно не отказывался» (331-Т.2, с.153), – считает Э.А. Поздняков. Происходит это потому, что дать приемлемое для всех определение справедливой войны и агрессии, никому пока не удалось, ибо различие ценностно-целевых ориентаций разных культур делает это невозможным. Однако так как массовое сознание значительной части людей обоснованно не приемлет войну и негативно реагирует на военно-силовые (насильственные) ограничения, манипуляторы сознанием предпочитают избегать термина «война», называя её «контр террористической операцией», «операцией по разоружению Ирака» и т.п. С другой стороны, «оказывается, в 1990 г. только в СССР и только в автодорожных катастрофах погибли свыше 60 тыс. человек и более 400 тыс. человек получили ранения, то есть за один лишь год в четыре раза больше, чем за десять лет войны в Афганистане»(331-Т.2, с.169). А сколько людей гибнет в дополнение к этому в морских, авиационных, железнодорожных катастрофах, в драках, от рук преступников, от других причин, пропадает без вести по всему миру? Количество их видимо потрясёт. Однако, отмечает Э.А. Поздняков, здесь мы почему-то не слышим гневных возгласов пацифистов. В этом проявляется противоречивость и расколотость массового сознания. На самом деле, если человек не имеет права убивать и калечить другого человека, то этого права не должно быть и у техносферы. Если же признавать допустимыми подобные издержки ради выгод от технократического пути развития, то, наверное, не стоит протестовать против войн и уголовного бандитизма, ведь у их субъектов тоже есть свои интересы, как и у технократов или производителей и торговцев, производящих и сбывающих опасные для здоровья и жизни товары. Получается, что последовательный пацифизм, гуманизм и экологизм должны начинаться с отрицания технократической модели развития и безудержной погони за прибылью, а не с борьбы или войны за мир и защиты прав животных. В противном случае следует признать: то, что не позволено человеку - убивать других людей, позволено новым «богам» – технике и капиталу.

Путь снятие военно-силовых социальных ограничений, лежит через духовно-нравственное и психофизическое совершенствование человека, в результате которого они могут стать ненужными, подобно государству в коммунистической утопии марксизма. Однако современное общество движется в основном лишь в направлении технико-технологического усовершенствования военно-силовых социальных ограничений. Что свидетельствует о том, что в будущем их значение будет лишь возрастать.

Каждый отдельный блок социальных ограничений выявляет одну из граней социальных ограничений как системы. Военно-силовые социальные ограничения наиболее ярко демонстрируют нам насильственный, принудительный аспект всех социальных ограничений, проявляющийся с той или иной интенсивностью во всех их формах. Всякое социальное ограничение есть насилие, как форма проявления необходимости, но военно-силовые социальные ограничения есть квинтэссенция этого насилия.

Страницы: 71 72 73 74 75 76 77 78 79

ЯКОВЛЕВ Иван Яковлевич (1848-1930) , чувашский педагог-просветитель, писатель. Организовал в 1868 в Симбирске учительскую школу для чувашей. Составил буквари, книги для чтения. Собирал чувашский фольклор. Создал чувашский алфавит и заложил основы литературного языка.

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 14-15 (27-28).5.1905, в Корейском прол. у о. Цусима во время русско-японской войны. Японский флот (адмирал Х. Того), имевший превосходство в силах, артиллерии и скорости, разгромил 2-ю российскую Тихоокеанскую эскадру (вице-адмирал З. П. Рождественский). После Цусимского сражения Россия была вынуждена начать мирные переговоры.

НОРМАНДСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ , 6.6-24.7.1944, во время 2-й мировой войны. Открытие второго фронта. Высадка англо-американских экспедиционных сил в Нормандии и захват ими стратегического плацдарма, с которого была начата наступательная операция в Северо-Западной Франции.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru