ВВЕДЕНИЕ.
XVI век явился, по образному выражению видного историка
А.А Зимина, "порогом" нового времени русской истории. 1
О нем трудно говорить как о чем то едином, слишком разные
процессы вобрал в себя он : от достаточно спокойной обстановки
времен правления Василия III, до опричных "плясок смерти" Ивана
Васильевича Грозного. Процесс укрепления великокняжеской, а за-
тем и царской власти знает и два периода смуты - после смерти Ва-
силия III в 30 - 40-е годы, а затем в 80 - 90-е - после смерти
Ивана IV.
Важнейшим моментом этого времени явились реформы 50-х
гг.,проведенные Иваном IV при тесном содействии группы особо
приближенных к нему людей, вошедших в историю как правительство
"Избранной рады". Это и духовник царя, протопоп Благовещенского
собора Кремля Сильвестр, А.Ф. Адашев, и примкнувшие к ним другие
талантливейшие деятели той эпохи - Д. Курлятев, А. Курбский,
М.Воротынский, укрепившие основы Российского государства.
Через 14 лет почти все они погибнут, попав под волну репрес-
сий со стороны царя в период опричного устроения. Хаос, воцарив-
шийся после долгих лет опричных безумств, надолго ввергнет страну
в тяжелейший экономический кризис. А в 1598г. вместе со смертью
Федора Ивановича, по словам О.М. Рапова," доброго, безвольного и
слабоумного человека", оборвется и московский род Рюриковичей. 2
А в самом начале XVII века разразится невиданный, немысли-
мый ранее политический кризис, поставивший под сомнение существо-
вание Российского государства как такового,- Смута, Смутное время.
ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866-1949) , русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник "Кормчие звезды", 1903, "Cor ardens", ч. 1-2, 1911). В литературно-философских трудах (в т. ч. в книге "Борозды и межи", 1916) - религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.
КАПИТОЛИЙ (Capitolium) , один из 7 холмов, на которых возник Др. Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, происходили заседания сената, народные собрания.
ФИГНЕР Николай Николаевич (1857-1918) , российский певец (лирико-драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. Пел в Мариинском театре (1887-1907), директор оперной труппы Народного дома в Санкт-Петербурге (1910-15). Первый исполнитель партии Германна, Водемона ("Пиковая дама", "Иоланта" П. И. Чайковского) и др.