Социально-экономическое положение России в 16 веке
Социально-экономическое положение России в 16 веке
Страница 4

группы двора) начала усложняться, а численность возрастать. Здесь

и возникали главные разломы соперничества благородных сословий

России.

Первый из них - борьба родственно-клановых по преимуществу

группировок знати за влияние на великого князя за наиболее значи-

мые позиции в Думе, во дворе, в командовании войсками, в управле-

нии на местах. Именно в этой среде получила распространение прак-

тика местничества. Назначения на важные военные и гражданские

должности подчиненных лиц регулировались происхождением и значи-

мостью службы их предков. Монарх не мог в противоречии со склады-

вающимися правилами выдвигать фаворитов - их путь наверх мог быть

только в обход той системы государственных учреждений и постов,

где норм местничества избежать было нельзя.

Политические амбиции, престижность, материальные мотивы по-

рождали противоречия и борьбу внутри знати. Но в отличие от пред-

шествующей эпохи принципиально изменился ее статус по отношению к

носителю высшей государственной власти: вассальные связи (как

правило, персональные) уступали место унифицированному подданству.

Это, а также наследственность статуса должны были скреплять фор-

мирующуюся московскую аристократию общностью корпоративных инте-

ресов, потенциально оппозиционных монархической власти. Отчасти

так оно и было, вот почему и Иван III, и Василий III легко могли

менять лиц, но не принципы существования знати в государстве. И

все же - особенно в сравнении с Великим княжеством Литовским -

московская аристократия обладала заметно меньшим политическим ве-

сом. Объяснений тут будет немало. Существенно, что российская

знать как сословная группа не имела права решающего голоса в на-

логовой системе - этот важнейший рычаг был целиком в руках монар-

ха и его окружения. Принципиально и то, что почти все земли и

княжения включались в состав единого государства в результате

военных акций или политического давления. Поэтому, как правило,

оказывались разрушенными или сильно подорванными прежние со-

циальные связи местной верхушки со служилыми землевладельцами; за

спиной московских аристократов не было иной вооруженной силы,

кроме собственных военных холопов-послужильцев. Вот почему внут-

ренние конфликты в среде знати выливались в форму дворцовой

борьбы.

2 Усиление социально-экономических противоречий и кризис власти

30-40-х годов XVI века.

В годы правления Василия III ясно обозначился еще один разлом

противоречий, - между элитой и служилыми детьми боярскими. Они,

несомненно, были обязаны прежде всего экономическим и социальным

факторам: слишком несоразмерным тяжести интенсивной военной служ-

бы было обеспечение рядовых дворян землей и деньгами. Явное не-

равноправие наблюдалось в способах и размерах пожалований. Элита,

верхушка наследственного провинциального дворянства получали кор-

мления (с практически неограниченными возможностями для злоупот-

реблений), значительная часть служилого люда пробавлялась денеж-

ным жалованьем из казны, весьма скромным и выплачивавшимся на

протяжении всей служебной биографии всего несколько раз. Члены

государева двора владели, как правило, наследственными вотчинами,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

НАРОДНАЯ (НАРОДА) , наиболее высокая горная вершина Приполярного и всего Урала. Высотой 1895 м. Ледники.

ДАУГАВПИЛС (Daugavpils) , город в Латвии, пристань на р. Даугава. Железнодорожный узел. 129 тыс. жителей (1991). ПО "Химволокно"; заводы: "Электроинструмент", приводных цепей и др.; легкая, пищевая промышленность, мебельный комбинат; производство стройматериалов. Педагогический институт. Художественно-краеведческий музей. Театр. Основан в 1275 Ливонским орденом как крепость Динабург, в 1656-67 назывался Борисоглебов, в 1893-1917 - Двинск.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) , швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru