ды боярского правления, предписывалось "сыскати, чьи земли были
изстари, за тем же земли и учитини".
Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монас-
тырского землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд
мероприятий, сводящих на нет все те успехи, которые сделало мо-
настырское землевладение за годы господства княжеско-боярской
реакции.
Наряду с монастырским землевладением другой категорией зе-
мель, о которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года, является
княжеское землевладение. Постановление приговора 11 мая, относя-
щееся к княжескому землевладению, состоит из трех статей.
Эти статьи запрещали передачу без ведома царя земель Суз-
дальским, Ярославским, Стародубским князьям. В случаи нарушения
приговора и вотчины продавца, и деньги купца изымались. Запреща-
лось и князьям передовать свои земли в монастыри, причем вотчины
переданные даже до приговора изымались в пользу государства, хо-
тя в дальнейшем и обещалась денежная компенсация.
Итак, в вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и дру-
гих городов, как и в вопросе о монастырском землевладении, приго-
вор 11 мая 1551 года восстанавливал нарушенную после Василия III
"старину" и означал возвращение к той политике по отношению к
княжескому землевладению, которая проводилась до времени господ-
ства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века. Сформу-
лированная в приговоре 11 мая 1551 года эта политика характери-
зуется одной особенностью. Вводимые приговором 11 мая ограниче-
ния относительно вотчинного землевладения не носили всеобщего ха-
рактера, а распространялись лишь на три княжеских рода и на опре-
деленную группу местностей Русского государства. Таким образом,
приговор 11 мая, знаменующий собой начало политики борьбы прави-
тельства Ивана IV за ликвидацию экономической основы мощи княжат,
- их вотчин, - наносил первый удар по наиболее мощной группе быв-
ших независимых феодалов - княжат.
Выражением той же самой политики являются и положения приго-
вора 11 мая, направленные против всех вотчинников в целом Твери и
других перечисленных в нем местностей. Все эти местности пред-
ставляли собой территории бывших самостоятельных феодальных госу-
дарственных образований, вошедшие в состав Русского централизо-
ванного государства во второй половине XV века и в первые десяти-
летия XVI века, и установление контроля центрального прави-
тельства над вотчинным землевладением этих местностей выражало
собой политику борьбы за подчинение бывших феодальных землевла-
дельцев удельных княжеств правительству Русского централизованно-
го государства.
Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчинах
явился закон 15 января 1562 года. По сравнению с приговором 11
мая 1551 года, закон 15 января 1562 года, во-первых, охватывал
более широкий круг княжеских родов, во-вторых, еще больше сте-
снял права распоряжения княжескими вотчинами со стороны их вла-
дельцев. Закон 15 января не только запрещал мобилизацию земель
для основного ядра княжеских вотчин, но и устанавливал возмож-
ность ликвидации княжеских вотчин путем поимания их "на государя"
ПЛИМУТ , город, административный центр владения Великобритании - Монтсеррат. 3,5 тыс. жителей (1985). Морской порт. Хлопкоочистительное, сахарное, мебельное предприятия.
ИВАНЮКОВ Иван Иванович (1844-1912) , российский историк, профессор. Труды по истории крестьянской реформы.
УДЖДА , город на северо-востоке Марокко, административный центр пров. Уджда. 260 тыс. жителей (1982). Химическая, металлообрабатывающая, цементная, пищевкусовая, деревообрабатывающая промышленность. В районе Уджда - добыча каменного угля, свинцово-цинковых руд.