ды боярского правления, предписывалось "сыскати, чьи земли были
изстари, за тем же земли и учитини".
Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монас-
тырского землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд
мероприятий, сводящих на нет все те успехи, которые сделало мо-
настырское землевладение за годы господства княжеско-боярской
реакции.
Наряду с монастырским землевладением другой категорией зе-
мель, о которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года, является
княжеское землевладение. Постановление приговора 11 мая, относя-
щееся к княжескому землевладению, состоит из трех статей.
Эти статьи запрещали передачу без ведома царя земель Суз-
дальским, Ярославским, Стародубским князьям. В случаи нарушения
приговора и вотчины продавца, и деньги купца изымались. Запреща-
лось и князьям передовать свои земли в монастыри, причем вотчины
переданные даже до приговора изымались в пользу государства, хо-
тя в дальнейшем и обещалась денежная компенсация.
Итак, в вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и дру-
гих городов, как и в вопросе о монастырском землевладении, приго-
вор 11 мая 1551 года восстанавливал нарушенную после Василия III
"старину" и означал возвращение к той политике по отношению к
княжескому землевладению, которая проводилась до времени господ-
ства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века. Сформу-
лированная в приговоре 11 мая 1551 года эта политика характери-
зуется одной особенностью. Вводимые приговором 11 мая ограниче-
ния относительно вотчинного землевладения не носили всеобщего ха-
рактера, а распространялись лишь на три княжеских рода и на опре-
деленную группу местностей Русского государства. Таким образом,
приговор 11 мая, знаменующий собой начало политики борьбы прави-
тельства Ивана IV за ликвидацию экономической основы мощи княжат,
- их вотчин, - наносил первый удар по наиболее мощной группе быв-
ших независимых феодалов - княжат.
Выражением той же самой политики являются и положения приго-
вора 11 мая, направленные против всех вотчинников в целом Твери и
других перечисленных в нем местностей. Все эти местности пред-
ставляли собой территории бывших самостоятельных феодальных госу-
дарственных образований, вошедшие в состав Русского централизо-
ванного государства во второй половине XV века и в первые десяти-
летия XVI века, и установление контроля центрального прави-
тельства над вотчинным землевладением этих местностей выражало
собой политику борьбы за подчинение бывших феодальных землевла-
дельцев удельных княжеств правительству Русского централизованно-
го государства.
Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчинах
явился закон 15 января 1562 года. По сравнению с приговором 11
мая 1551 года, закон 15 января 1562 года, во-первых, охватывал
более широкий круг княжеских родов, во-вторых, еще больше сте-
снял права распоряжения княжескими вотчинами со стороны их вла-
дельцев. Закон 15 января не только запрещал мобилизацию земель
для основного ядра княжеских вотчин, но и устанавливал возмож-
ность ликвидации княжеских вотчин путем поимания их "на государя"
СУХОНА , река в европейской части Российской Федерации, левая составляющая Сев. Двины. 558 км, площадь бассейна 50,3 тыс. км2. Вытекает из оз. Кубенское, сток из которого зарегулирован плотиной со шлюзом. Средний расход воды 463 м3/с. Сплавная. Судоходна. Через оз. Кубенское и р. Шексна соединена с Волгой.
ХРИСЕИДА , см. Хрис.
ТАЛЛАТ-КЯЛПША (Tallat-Kelpsa) Юозас Антано (1888/89-1949) , литовский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств Литвы (1945). Опера "Дочь старшины" (1938, не окончена) и др. Один из организаторов (1920) и дирижер Каунасского оперного театра. Профессор Каунасской консерватории (с 1948). Государственная премия СССР (1948).