то, что творили опричники в Новгороде и окрестностях на протяже-
нии пяти недель, с трудом поддается описанию. Людей самых разных
сословий - от новгородских приказных, местных дворян, бояр новго-
родского архиепископа до крестьян близлежащих сел - вешали, топи-
ли в прорубях в Волхове, рубили топорами, секли саблями, расстре-
ливали из пищалей, травили медведями, сжигали в домах. По мини-
малным подсчетам, жертв было около 3 тысяч, а скорее всего - в
полтора-два раза больше. От этого погрома Новгород не оправился.
Царь подозревал новгородцев в изменнических сношениях с Сигизмун-
дом II. Тотальное разрушение оказалось в глазах царя лучшим сред-
ством борьбы. Начавшийся разгром Пскова был остановлен - Грозный
был суеверен, предсказание же юродивого грозило его жизни. Грабе-
жи опричников (под видом конфискации) приняли чудовищные размеры.
По дороге в Новгород в тверском монастыре был задушен Малютой
Скуратовым митрополит Филипп. Митрополит открыто возвысил свой
голос против опричных безумств еще весной 1568 г. Летом конфликт
первоиерарха с царем обострился еще более. Филипп удалился с ка-
федры, пытаясь тем самым воздействовать на царя и общественное
мнение. Это привело к его аресту, затем состоялся неправедный
суд: по указке царя владыки низвергли митрополита. отправив его в
заточение. Там он через год нашел свой конец от рук главного оп-
ричного палача.
Опричные пляски смерти продолжались. Летом-осенью 1570 г. в
три приема казнили на одной из главных площадей столицы цвет при-
казной бюрократии. Казначей Н.Курцев, глава Посольского приказа,
печатник И.Висковатый, первые дьяки большинства центральных ве-
домств и сотни менее значительных лиц подверглись самым мучи-
тельным, изощренным публичным пыткам, когда быстрая смерть была
благом. Заодно опричники довершили казни новгородцев, псковичей,
иных лиц, арестованных и доставленных сначала в Александровскую
слободу, а затем в Москву. Голос Филиппа был услышан: вместо мо-
лений о пощаде царь услышал от обреченных на мучительную смерть
УДАР ДЕ ЛА МОТ (Houdard de la Motte) Антуан (1672-1731) , французский поэт, драматург. Переводчик Гомера, теоретик литературы (эссе "Слово о Гомере", 1713; "Размышления о критике", т. 1-3, 1715).
ИЗРАЗЦЫ (кафель) , керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.
БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831-91) , русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Африке, М. Азии, Сев. и Юж. Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму. Приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 в Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где с 1878 обосновалось Теософическое общество. В 1884 вернулась в Европу, где был предан гласности ряд писем Блаватской, из которых явствовало, что многочисленные ее "феномены" были обманом. Главные сочинения Блаватской: "Разоблаченная Исида" (1877), "Тайная доктрина" (т. 1-3, 1888-97).