Социально-политическая структура гражданского общества и ее динамика в постсоциальных странах
Социально-политическая структура гражданского общества и ее динамика в постсоциальных странах
Страница 2

До самого недавнего времени теория классового строения общества в советском обществознании была жестко противопоставлена концепции его слоевой (стратификационной) структуры. Опыт показал, что абсолютизация классового аспекта ведет к абстрактно-одностороннему рассмотрению социальной структуры, состоящей исключительно из классов. Между тем слоевой срез социальной структуры существенно дополняет классовый, дает возможность раскрыть всю картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков, обнаружить переход от социального к политическому во всем его спектре.

Тотальное огосударствление отношений собственности в СССР привело к заменен экономических классообразующих факторов внеэкономическими, административно-волевыми механизмами. В этих условиях классы в их экономическом значении перестали существовать. Социальная дифференциация, а следовательно, и социальные противоречия приняли завуалированный характер. Советское общество оказалось разделенных на рядовых производителей, создающих прибавочный продукт, и тех, кто организует производство и изымает у непосредственного производителя прибыль.

Различие названных выше групп по функциональному месту в общественном разделении труда и связанное с этим социальное неравенство говорит о том, что в обществе существовала не классовая структура, а сословное деление. Всеобщее нормативное регулирование, закреплявшее систему внеэкономического принуждения, другие механизмы, выполнявшие в этом режиме социальные и идеологические функции, ставили преграды естественноисторическому развитию классовой структуры общества.

2. Основные направления развития общественных классов в развитых странах.

для гражданского общества, сложившегося к концу 20-го века в цивилизованно развитых странах, характерно конкурентное сотрудничество различных социальных и общественно-политических сил в рамках законных процедур и институтов. Анализируя причинно-следственные связи в этом обществе, можно убедиться, что важную роль в его формировании сыграло развитие и человека, и производства в ходе НТР. В процессе усвоения новых знаний неизбежен рост политической и гражданско-правовой культуры.

На базе социально-политических изменений происходит очевидная эволюция и политической системы. Государство признает себя обязанным не только поддерживать интересы и волю экономически господствующего класса, но и заботиться об удовлетворении основных потребностей всего общества. В силу этого оно приобретает новые социальные черты и, как утверждают многие исследователи, перестает быть “чисто буржуазным”.

В нем, как и прежде, остаются ведущими общественные классы и социальные группы. Вместе с тем происходят существенные подвижки в составе сил, осуществляющих функционирование государственной власти. В развитии буржуазии наступает тот период, когда она готова делить свое господство или уступить его другим. С этим связано повышение роли демократических институтов как регуляторов общественных отношений на основе социального компромисса, идейного, культурного и политического плюрализма. Сейчас очевидно, что теория классов в ее каноническом виде недостаточно для анализа структуры современного общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ИБН СИНА (латинизир . Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).ИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. Жизнь Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг "Академии Мамуна", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Труды Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой "Теологии Аристотеля" (извлечения из 4-6 разделов "Эннеад" Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд "Книга исцеления" - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси "Книга знания" ("Даниш-намэ"). В сокращенном изложении философские идеи "Книги исцеления" содержатся в "Книге спасения" (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). "Книга указаний и наставлений", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел "Канон врачебной медицины". Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.В философской повести "Живой, сын Бодрствующего" Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме" (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад, 1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви. Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М., 1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d'Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В. Журавский

ХЕФНЕРА СВЕЧА (Гефнера свеча) , обозначается НК, устаревшая единица силы света, воспроизводилась при помощи химического источника света - амилацетатной лампы. Предложена в 1884 Ф. Хефнер-Альтенеком. Хефнера свеча составляет ок. 0,9 современной единицы силы света - канделы.

СИЕРВА (Сьерва) (Cierva) Хуан де ла (1895-1936) , испанский авиаконструктор, создатель автожира. Сформулировал основные принципы авторотации несущего винта. Награжден золотой медалью Международной авиационной федерации и медалью Гуггенхеймов. Погиб в авиационной катастрофе.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru