Социально-политическая структура гражданского общества и ее динамика в постсоциальных странах
Социально-политическая структура гражданского общества и ее динамика в постсоциальных странах
Страница 2

До самого недавнего времени теория классового строения общества в советском обществознании была жестко противопоставлена концепции его слоевой (стратификационной) структуры. Опыт показал, что абсолютизация классового аспекта ведет к абстрактно-одностороннему рассмотрению социальной структуры, состоящей исключительно из классов. Между тем слоевой срез социальной структуры существенно дополняет классовый, дает возможность раскрыть всю картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков, обнаружить переход от социального к политическому во всем его спектре.

Тотальное огосударствление отношений собственности в СССР привело к заменен экономических классообразующих факторов внеэкономическими, административно-волевыми механизмами. В этих условиях классы в их экономическом значении перестали существовать. Социальная дифференциация, а следовательно, и социальные противоречия приняли завуалированный характер. Советское общество оказалось разделенных на рядовых производителей, создающих прибавочный продукт, и тех, кто организует производство и изымает у непосредственного производителя прибыль.

Различие названных выше групп по функциональному месту в общественном разделении труда и связанное с этим социальное неравенство говорит о том, что в обществе существовала не классовая структура, а сословное деление. Всеобщее нормативное регулирование, закреплявшее систему внеэкономического принуждения, другие механизмы, выполнявшие в этом режиме социальные и идеологические функции, ставили преграды естественноисторическому развитию классовой структуры общества.

2. Основные направления развития общественных классов в развитых странах.

для гражданского общества, сложившегося к концу 20-го века в цивилизованно развитых странах, характерно конкурентное сотрудничество различных социальных и общественно-политических сил в рамках законных процедур и институтов. Анализируя причинно-следственные связи в этом обществе, можно убедиться, что важную роль в его формировании сыграло развитие и человека, и производства в ходе НТР. В процессе усвоения новых знаний неизбежен рост политической и гражданско-правовой культуры.

На базе социально-политических изменений происходит очевидная эволюция и политической системы. Государство признает себя обязанным не только поддерживать интересы и волю экономически господствующего класса, но и заботиться об удовлетворении основных потребностей всего общества. В силу этого оно приобретает новые социальные черты и, как утверждают многие исследователи, перестает быть “чисто буржуазным”.

В нем, как и прежде, остаются ведущими общественные классы и социальные группы. Вместе с тем происходят существенные подвижки в составе сил, осуществляющих функционирование государственной власти. В развитии буржуазии наступает тот период, когда она готова делить свое господство или уступить его другим. С этим связано повышение роли демократических институтов как регуляторов общественных отношений на основе социального компромисса, идейного, культурного и политического плюрализма. Сейчас очевидно, что теория классов в ее каноническом виде недостаточно для анализа структуры современного общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ , в Санкт-Петербурге. Создан в 1709 как Модель-камера, в 1805 преобразована в Морской музей. С 1939 в здании бывшей Биржи. Свыше 800 тыс. музейных предметов. Филиалы: крейсер "Аврора", "Дорога жизни", Кронштадтская крепость.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ , учреждение России. Основан в 1882 в Санкт-Петербурге для организации геологических исследований, содействия ведомствам и частным компаниям в использовании минеральных богатств. После 1917 в составе ВСНХ. В 1929-30 реорганизован. Научные подразделения с 1931 стали научно-исследовательским институтом.

ОРЕН-КАЛА , развалины средневекового г. Байлакан (5-13 вв.) в Азербайджане. Оборонительные стены, башни, дома, бани, гончарные печи и др.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru