СНГ: на пути к экономическому союзу
СНГ: на пути к экономическому союзу
Страница 16

В итоге в конце 1994 г. российское Министерство сотрудничества, в координации с правительствами стран СНГ, разработало проект, предусматривающий рыночные механизмы установления обменных курсов, их управляемое “плавание” и региональный валютный фонд для аккумулирования валютных резервов и обеспечения стран-членов кредитами с целью содействия решению проблем платежного баланса; характерно, что первые два элемента такой системы уже спонтанно возникли сами, а функции последнего элемента до недавнего времени в определенной степени выполняла Россия. Более того, в отличие от Западной Европы этот механизм не содержит каких-либо “осколков” прежних многосторонних клиринговых соглашений, а выступает прямым отрицанием подобных идей. Другими словами, за полтора года СНГ “перепрыгнуло” историческую дистанцию, эквивалентную двум десятилетиям (1958-1978 гг.) развития ЕС. Однако в существующем механизме нет важнейшего элемента, присущего системам, подобным ЕВС, и на этот элемент следует обратить больше внимания в проектах, которые, по всей вероятности, появятся в ближайшем будущем. Речь идет о механизме скоординированного обменного курса по отношению к третьим валютам. Таким образом, нынешняя система имеет по крайне мере столько же общего с Ямайской системой, сколько и с ситуацией в конце 70-х гг. перед созданием ЕВС. После того, как в июле 1992 г. безналичный, а в июле 1993 г. - наличный рублевый оборот был в одностороннем порядке ограничен пределами России, другие страны оказались исключенными из рублевой (теперь российской) зоны. В конце концов им пришлось приступить к созданию самостоятельных валютных систем. Тогда идея платежного союза для СНГ превратилась просто в лозунг, подписываемые в дальнейшем документы, содержавшие эту идею, были мертво-рожденными, а торговые потоки между участниками СНГ стали отклоняться от традиционнции.

Концепция платежного союза

Подписание договора о создании Экономического союза, да и просто потребности хозяйственного оборота требуют поднять платежно-расчетные отношения между бывшими республиками СССР на новый уровень. В повестку дня вошло создание платежного союза.

В марте - апреле 1994 г. Банк России по поручению правительства разработал концепцию платежного союза и проект двустороннего соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют. Совет глав правительств СНГ одобрил концепцию и поручил подготовить на ее базе проект соглашения.

Под платежным союзом понимается в данном случае добровольное объединение государств в целях обеспечения бесперебойных платежей на основе взаимной конвертируемости национальных валют.

Общие принципы платежного союза (в рамках Экономического союза государств, использующих национальные валюты), изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе, включают в себя:

· взаимное признание национальных валют и осуществление их официальных котировок;

· осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк;

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

НАМЫК КЕМАЛЬ (Namik Kemal) (1840-88) , турецкий писатель. Один из организаторов тайного политического общества "новых османов", активный участник конституционного движения в Турции в 1860-70-х гг. Издатель газеты конституционного направления. Автор первых турецких романов "Приключения Али-бея" (1876), "Джезми" (1880), обличительной пьесы "Родина, или Силистре" (1873).

УОТЕРБЕРИ (Waterbury) , город на северо-востоке США, шт. Коннектикут. 109 тыс. жителей (1990), с пригородами 222 тыс. жителей. Традиционное производство часов, изделий из цветных металлов и их сплавов. Машиностроение, химическая и др. промышленность.

ХУЛАГУИДЫ , монгольская династия ильханов, правившая в 1256 - сер. 14 в. в государстве, включавшем Иран, большую часть современной территории Афганистана, Туркмении, Закавказья, Ирака, восточную часть М. Азии. Основатель - внук Чингисхана Хулагу-хан (1256-65).



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru