Второй сценарий ,вероятно, неблагоприятен для всех участников рублевой зоны, даже если таковые найдутся (по политическим соображениям это представляется маловероятным). Для России он означал бы дополнительное финансовое бремя, для остальных - невозможность, формально оставаясь суверенными государствами, проводить денежно-кредитную политику, диктующуюся национальными интересами. В итоге функционирование такой зоны сопровождалось бы постоянными взаимными упреками, разногласиями, кризисами, и в конечном счете она все равно потерпела бы крушение.
Платежный же союз является оптимальной формой постепенного перехода к более продвинутым ступеням интеграции.
Об этом, в частности, свидетельствует опыт Европы, где такой союз существовал в 1950-1957 гг. и содействовал введению конвертируемости европейских валют, значительному улучшению всех экономических показателей, что и позволило в 1957 г. заложить основы “Общего рынка”.
Платежный союз не наднационален. Он не требует тесной координации макроэкономической политики и, на наш взгляд, как раз и отвечает тому уровню продвинутости интеграционных процессов, который существует на территории СНГ. Учитывая Соглашение о Межгосударственном банке СНГ, можно говорить о трансформации этого банка, когда он станет реальностью, в центральный орган платежного союза.
При этом есть все условия для того, чтобы в рамках платежного союза было учтено особое положение российского рубля как денежной единицы страны, не только наиболее сильной в экономическом отношении, но и всего дальше продвинувшейся в реформировании своей экономики, введении внутренней конвертируемости рубля. Если послевоенной Европе в качестве базовой единицы платежного союза пришлось использовать валюту третьей страны (доллра), то страны СНГ вполне реально могут прибегнуть в этих целях к рублю и именно в нем производить урегулирование сальдо по многостороннему клирингу.
Платежный союз мог бы стать одним из компонентов первого этапа создания полноценного валютно-экономического союза СНГ. Другим обязательным его элементом должно явиться создание своего рода зоны валютной стабильности. Резкие колебания валютных курсов уже сейчас препятствуют нормальному осущетвлению хозяйственных связей между предприятиями СНГ, блокируют инвестиционную деятельность, хотя прошло не так много времени после введения национальных денежных единиц. Если ситуация не будет безотлагательно взята под контроль, то в скором времени возможно,по мнению некоторых специалистов, появление существовавшей в Западной Европе в 70-е годы политики , когда, сознательно девальвируя свои валюты, страны ЕС стремились захватить рынки своих же партнеров.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ , по регулированию валютных связей, краткосрочному кредитованию и многосторонним взаимным расчетам европейских капиталистических стран. Заключено в 1955, вступило в силу в 1958. Европейское валютное соглашение заменило Европейский платежный союз. С 1973 взамен Европейского валютного соглашения в силу вступило новое валютное соглашение в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.
ЦЕДЕНБАЛ Юмжагийн (1916-91) , генеральный секретарь в 1940-54 и 1981-84; в 1958-81 1-й секретарь ЦК Монгольской народной революционной партии. В 1952-74 председатель СМ МНР. Председатель президиума Великого народного хурала МНР в 1974-84. В 1990 исключен из МНРП.
ЧХЕИДЗЕ Николай Семенович (1864-1926) , российский и грузинский политический деятель, один из лидеров меньшевиков. Депутат 3-4-й Государственных дум. В 1917 председатель Петросовета, ВЦИК. С 1918 председатель Закавказского сейма, Учредительного собрания Грузии. С 1921 в эмиграции, покончил жизнь самоубийством.