Огромное количество рецептов было придумано разными мыслителями, ищущими ответы на вопросы типа: как можно "осчастливить" человечество или "как возродить и обустроить страну". Этим вопросам посвящено великое множество философских и прочих изысканий.
Тем не менее, на мой взгляд, многие мыслители, думающие о переустройстве общества, совершают одну и ту же ошибку.
Общеизвестно, что в русской философской мысли прошлого века преобладали два основных направления: западничество и славянофильство. И ошибка, о которой пойдет речь, присуща в общем-то и одному, и другому направлениям, хотя, пожалуй, наиболее характерна для западничества. Именно из-за нее терпели неудачи все так называемые "прогрессивные" реформы, проводившиеся в России в течение последних двух столетий.
В чем же заключается эта ошибка? Как мы знаем, идеология западничества вкратце состоит в том, что она, подразумевая Запад более цивилизованным, предлагает и нам идти по его пути. В чем же заключается сей путь? Вот здесь-то, при ответе на этот вопрос, и кроется, на мой взгляд, глубочайшее заблуждение не только западничества, но и, пожалуй, вообще всего современного мировоззрения. Почему-то принимается за аксиому мнение, что причиной большей цивилизованности, более "успешного развития" является совокупность каких-то общественных структур - политических, экономических, социальных, правовых и т.п. или, иначе говоря, все то, что обычно подразумевают под одним общим словом "система". Чем "удачнее", "прогрессивнее" будут эти структуры или "система", тем, как считается, цивилизованнее будет страна и лучше в ней будут жить люди. И путь Запада - это, как думают, просто случайное формирование там вот этих самых "прогрессивных структур", механизмов и социальных институтов. И отсюда делается вывод: если причиной более высокого уровня жизни и цивилизованности западных стран является их "система" (политическая, экономическая, правовая и т.д.), то, чтобы и нам стать такими же "цивилизованными" и "развитыми", надо "скопировать" их "систему".
ЧЕШСКАЯ ГУБА , в Баренцевом м., у берегов России, между берегами п-ова Канин и материка Европы. Длина 110 км, ширина до 130 км, глубина при входе 55 м. Впадают реки Ома, Пеша, Чеша.
ВАРШАВА (Warszawa) , столица Польши, административный центр Варшавского воеводства. Население 1,7 млн. человек (1992). Порт на р. Висла. Международный аэропорт Окенце. Машиностроение и металлообработка (автостроение, электротехника и др.), металлургия, пищевая, химическая, парфюмерная, швейная, полиграфическая промышленность. Польская АН, университет, медицинская академия и др. вузы. Театры, Национальный и Археологический музеи, Музей К. Дуниковского, дворцы-музеи в Лазенках, Вилянуве, Неборуве. В нач. 15-16 вв. столица Мазовецкого княжества, в 16 - нач. 19 вв. - всей Польши, в 1807-13 - Варшавского княжества, с 1815 - Королевства Польского. С 1918 столица независимого Польского государства. Во время 2-й мировой войны Варшава сильно разрушена немецкими фашистами. Восстановлены: Старый город, королевский замок 16-17 вв., многочисленные костелы. Ансамбль Маршалковской ул. (1960-е гг.).
КАПИЛЛЯРНОЕ ДАВЛЕНИЕ , разность давлений в двух граничащих фазах (напр., в жидкости и газе, находящихся в капилляре), обусловленная искривлением поверхности раздела фаз (см. Лапласа закон).