Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Система или вера? К вопросу о движении к цивилизации
Страница 5

Из настоящего примера очень наглядно видно, почему одна и та же структура в одной стране "работает", а в другой нет. Причина - в образе мышления, мировоззрении, или, как еще сейчас модно говорить, менталитете людей, функционирующих в данной структуре. При одном менталитете структура "работает", при другом - нет.

Можно, конечно, возразить, что со временем присяжные научились бы выносить правильные решения, новая "система" научила бы; то есть можно предположить, что под длительным воздействием новой структуры у людей постепенно сложился бы и новый, соответствующий этой структуре менталитет.

И здесь мы подошли к еще одному важному вопросу: как соотносятся между собой социальная структура и мышление людей, действующих в данной структуре, что из них, так сказать, "первичнее"? Система определяет менталитет, или наоборот, менталитет определяет систему? Наши реформаторы-западники, к примеру, считают, что структура "первичнее" всего: она определяет и мышление людей и их цивилизованность и их благосостояние и т.д. Отсюда, по их мнению, задача состоит в том, чтобы найти вот эту "самую лучшую" структуру, которая и решит все проблемы. А где ее взять? Посмотреть, какие страны самые богатые, цивилизованные и "развитые" и постараться скопировать структуры, существующие у них.

Однако, на этом пути реформаторов-западников, как правило, ждало разочарование. Опять же, вспомним реформы Александра II. Суд присяжных со временем отнюдь не стал выносить решения, адекватные преступлениям: например, суд, оправдавший Веру Засулич, состоялся в 1878 году, в то время как судебная реформа была проведена в 1864 - 1866 годах, и тогда же была замечена Достоевским эта ее "оправдательная болезнь". Как видим, двенадцати лет оказалось явно недостаточно для того, чтобы новая судебная система сформировала и соответствующее ей новое мировоззрение людей, в ней функционирующих.

А ведь тем временем "дрова" продолжали "ломаться". Резкий рост политического терроризма и революционных настроений после освободительных реформ Александра II во многом были следствиями этого "сбоя" в работе государственной машины в области судопроизводства - оправдания виновного.

Кроме того, как мы помним, одной из главных составляющих реформ Александра II являлась отмена крепостного права. Это было то, что обычно называют реформой экономической системы. Ну и что, изменила ли эта "реформа системы" сознание людей, стали ли они внутренне, по своему мировоззрению, более свободными и цивилизованными?

История показала, что ответ однозначен: нет, не изменила. Тот факт, что во время гражданской войны крестьянство, в основном, поддержало красных (потому, собственно говоря, последние и победили), говорит о том, что его менталитет за 56 лет (время, прошедшее от момента отмены крепостного права в 1861 году до большевистской революции 1917 года) остался неизменным. И предреволюционные попытки Столыпина привить крестьянам "гражданское самосознание" путем наделения их земельной собственностью окончились неудачей.

И Александр II, и Столыпин были теми, кого называют реформаторами-западниками, Они предполагали, что цивилизованность Запада является следствием сложившихся там общественно-политических систем, социальных структур и институтов и верили, что копирование нами этих "систем" и структур повысит и нашу цивилизованность. К реформаторам этого типа можно отнести и государственных деятелей нашего времени - Горбачева, Ельцина и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

УНДЕР (наст . имя и фам. Марие Адсон, Adson) (1883-1980), эстонская поэтесса. Сборники лирики "Сонеты" (1917), "Предцветие" (1918), "Под небом пустым" (1930), "Искры в пепле" (1954) отмечены напряженной эмоциональностью, пластичной образностью, слиянием литературных и фольклорных традиций, с 1944 в Швеции.

ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович (1852-1913) , революционный народник. Один из организаторов кружка "кавказцев" и группы "москвичей". В 1877 приговорен к 5 годам каторги. Участник Революции 1905-07.

ЧЕРТКОВ Владимир Григорьевич (1854-1936) , российской общественный деятель, издатель, друг Л. Н. Толстого. Организатор издательства "Посредник" (1884), в 1897-1907 жил за границей, издавал газету "Свободное слово", сборник "Листки "Свободного слова". С 1928 редактор Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru