Свет и тени Хрущевских реформ
Свет и тени Хрущевских реформ
Страница 6

Существует, однако, еще один вид реформаторов систем, которых можно назвать реформаторами-фантазерами: к ним можно отнести большевиков во главе с Лениным, да и вообще, коммунистов и социалисгов. От реформаторов-западников они отличаются только тем, что считают идеалом и образцом систему, придуманную, нафан- тазированную каким-либо философом (или группой философов); в случае с большевиками это - Маркс и философы-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн и другие.

Однако с реформаторами-западниками их роднит то, что они, также как и те, считают панацеей от всех бед идеальную систему, определяющую мышление и мировоззрение людей. Иначе говоря, и те, и другие верят в истинность марксистского постулата "бытие определяет сознание", с которым мы все хорошо знакомы. Помните, нас учили, что когда мы "построим коммунизм", то и мышление наше изменится, мы станем "сознательными" и не побежим в магазин (или на склад?) набирать себе бесплатно на халяву всякое барахло.

История, однако, убедительно показала, что оба типа реформаторов ошибались, считая, что общественно-политическая система определяет менталитет людей и их уровень цивилизованности и благосостояния.

И, между прочим, эта их точка зрения - отнюдь не только наше, так сказать, "национальное" заблуждение.

Например, когда Британия была колониальной империей, англичане часто пытались привить местным племенам формы правления, принятые в Англии; пытались, скажем, учреждать "парламент" - чтобы вопросы племени решались не только вождем, но и другими людьми. Они надеялись сделать таким образом аборигенов более цивилизованными людьми. Но, как правило, ничего из этой затеи не выходило.

Точно так же и наши реформы политической системы при Горбачеве и Ельцине - введение многопартийности, затем учреждение институтов президента, парламента, системы "разделения властей" - не прибавили нашей стране демократичности и цивилизованности.

Итак, исторические факты (так сказать, результаты экспериментов по реформированию систем) свидетельсгвуют, что это реформирование никогда не приводило к желаемым результатам. Иначе говоря, попытка решить человеческие проблемы путем изменения или реформы какой-либо общественной структуры неизменно оканчивалась неудачей.

Это заблуждение настолько распространено и настолько характерно для современного мышления, что, пожалуй, даже имеет смысл придумать термин для его обозначения. Возможно, оно и не осознано в должной степени потому, что отсутствует соответствующая терминология. Вкратце, оно является ничем иным, как религиозной верой человека в Систему - когда он думает, что некая Система, словно Бог, может являться источником счастья и благоденствия для людей. Поэтому я бы и предложил составить такой термин из начальных букв фразы "религиозная вера в Систему". Получается что-то вроде "реверсизма".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

НАМЫК КЕМАЛЬ (Namik Kemal) (1840-88) , турецкий писатель. Один из организаторов тайного политического общества "новых османов", активный участник конституционного движения в Турции в 1860-70-х гг. Издатель газеты конституционного направления. Автор первых турецких романов "Приключения Али-бея" (1876), "Джезми" (1880), обличительной пьесы "Родина, или Силистре" (1873).

ТРАНСВААЛЬ (Transvaal) , провинция ЮАР. 283,9 тыс. км2. Население 7,6 млн. человек (1985). Адм. ц. - Претория. В 1856 африканерами (бурами) на этой территории создана Южно-Африканская Республика (республика Трансвааль). В 1877 аннексирована Великобританией. В 80-е гг. буры получили внутреннее самоуправление. В результате англо-бурской войны 1899-1902 вновь аннексирована Великобританией. С 1910 провинция Южно-Африканского Союза (с 1961 ЮАР).

ВОРОНОВ Николай Николаевич (1899-1968) , российский военачальник, Главный маршал артиллерии (1944), Герой Советского Союза (1965). В Великую Отечественную войну начальник артиллерии и командующий артиллерией Красной Армии, представитель Ставки Верховного Главнокомандования на фронтах при проведении ряда операций. В 1953-58 начальник Военной артиллерийской командной академии.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru