Между прочим, ошибочность этого "реверсизма" подмечалась выдающимися мыслителями прошлого. Вспомним хотя бы басню И.А.Крылова "Квартет" - ведь она как раз посвящена именно этому явлению:
Проказница-мартышка, осел, козел да косолапый мишка Затеяли сыграть квартет .
Однако, как мы помним, при первой попытке музыка не получилась. И вот мартышка предлагает следующее решение проблемы: надо пересесть с места на место, разместиться друг относительно друга по-другому, тогда, она совершенно уверена, "у нас запляшут лес и горы!"
Звери ее послушались, сделали, как она предложила: однако, опять "квартет . на лад нейдет". Тогда осел предложил снова расположиться по-другому - и опять тот же результат .
Это - яркий пример разбираемого нами типа мышления, которое мы назвали "реверсизмом". И мартышка, и осел пытаются решить задачу путем изменения структуры (в роли такой мини-структуры здесь выступает группа зверей, размещенных друг относительно друга определенным образом). Крылов здесь в гротескной, пародийной форме показывает, что же, по сути, пытаются обычно делать реформаторы общественных систем. Однако, в отличие от них, зверям в басне хватило двух неудачных попыток, чтобы задуматься над правильностью их подхода и обратиться к соловью за советом.
И что же им посоветовал соловей? Он увидел причину вовсе не в неправильном размещении друг относительно друга, а в очень простом факте: отсутствии у каждого члена данной группы слуха и умения играть:
Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье И уши ваших понежней .
И в конце концов приходит к неутешительному выводу:
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музмканты не годитесь.
"Мораль сей басни" для нас такова, что бессмысленно пытаться решать наши проблемы путем изменения и перестройки общественных структур.
Если, условно говоря, Запад - это как бы "квартет", у которого) "музыка" получается, а мы как бы похожи на крыловский квартет, который "на лад нейдет", то мы не сможем "сыграть музыку", даже если "рассядемся" точно так же, как западный "квартет".
Соловей причину указал четко: отсутствие слуха и умения играть. В применении к человеческому обществу это аналогично образу мышления, мировоззрению. Таким образом, наше отставание от Запада определяется не различием систем и структур, а различием менталитетов. И, по-видимому, структуры и системы сами являются следствиями определенного мировоззрения людей. Иначе говоря, не структура определяет менталитет, а, наоборот, менталитет - структуру. Не "бытие определяет сознание", а, наоборот, сознание людей определяет их бытие, - в очередной раз Маркс оказался прав с точностью до наоборот.
ОСВЕЖИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИВ , дождевание посевов в жаркую погоду для увеличения влажности приземного слоя воздуха. Повышает урожайность и качество продукции.
ЯБЛОНЯ , род деревьев и кустарников семейства розоцветных. 25-30 видов. Выращивают домашнюю, ягодную, сливолистную (китайскую) яблони и др. в странах с умеренным и субтропическим климатом; в России во всей зоне плодоводства. В плодах сахара, органические кислоты (в т. ч. яблочная), витамины С, группы В, каротин. Медонос. Древесина для поделок и столярных изделий.
ЗАВОЛОЧЬЕ , историческая область 11-14 вв., в бас. Сев. Двины и Онеги, за "волоками", связывавшими Онежское оз. с Белым оз. и р. Шексна (часть совр. Архангельской обл.). Принадлежало Новгороду. С 14 в. Двинская земля.