Впрочем, во время августовского путча РНЕ не выступило в поддержку ГКЧП. Баркашов объяснял впоследствии, что собирался выступить, но быстро разочаровался в дееспособности ГКЧП.
Надо сказать, что в текстах и выступлениях Баркашова не содержится призывов к массам поднять мятеж. Зато неоднократно говорилось, что РНЕ готово принять участие в национальной революции. Путь к этой революции Баркашов представлял себе так: «Мы будем поддерживать баланс двоевластия в верхах. Состояние нестабильности и процесс ухудшения обстановки — в наших интересах, поскольку обеспечивают пробуждение национального самосознания русского народа и созревание русского национализма» [22].
А уже после победы: «Оппозиция должна быть уничтожена и запрещены митинги. Надо будет ввести смертную казнь практически за все виды преступлений и длительный срок за проституцию» [23].
В отличие от других правых радикалов «идеологи движения отрицают, будто готовят боевиков для заброски в Сербию или Приднестровье: «Нельзя освобождать других, оставаясь рабами. Мы должны привести к власти новых русских людей . — с сильным национальным инстинктом. Причем — повсеместно, замена трех-четырех мэров ничего не даст» [23].
Формальный отказ от участия в противостоянии на Днестре не означает, конечно, отказа от присутствия в этом значимом для национал-патриотов регионе. Осенью 1994 года там была создана общественная организация «Русская песня», на базе которой был организован затем местный филиал РНЕ.
Врагов баркашовцы видят тех же, что и другие национал-патриоты: либерально-демократическая часть общества и «лица кавказской национальности».
Не забывает Баркашов и о еврейском вопросе: «пусть лучше сразу уезжают к себе в Израиль или в Америку, пока еще можно .» [24].
Патриотизм представляется Баркашову как националистический и имперский одновременно. Возврат к границам СССР не фигурирует среди декларированных целей движения: « .Территорией Российского Государства должна стать территория нынешней Российской Федерации до полного и окончательного выяснения подлинных естественно-исторических границ Российского Государства .» [25]. Формула РНЕ: «Россия должна быть унитарным государством Русских (85%) и Россиян (15%)». Если русские, как и у многих патриотов, — это русские, украинцы и белорусы, то «под Россиянами понимаются неславянские коренные народы России, для которых Россия является единственным Отечеством и с которыми Русские люди сотни лет живут в мире» [9]. Тем самым неявно предполагается депортация многих национальных меньшинств.
С другой стороны, неоднократно подчеркивалось, что национализм не предполагает враждебного отношения к другим нациям; РНЕ неоднократно выражало солидарность с радикальными националистами в других странах, в том числе с украинской УНА-УНСО.
Что касается общепринятой среди умеренных патриотов опоры на православие, Баркашов на этом вопросе внимание не заостряет. Видимо, это связано с неопределенностью его религиозной ориентации, сочетающей симпатии к православию, ведическому язычеству и астрологии. Символом РНЕ является сочленение левой (нацистской) свастики и восьмиконечной звезды («звезды Богородицы»), но напоминает это все-таки скорее свастику. Впрочем, в «Русском порядке» № 2-3 за 1994 год была помещена большая статья «Церковь, нация, держава», в которой утверждалось, что нация выше государства, а Церковь выше нации и именно православие облагораживает национализм. С РНЕ сотрудничают и некоторые деятели Истинно-Православной Церкви и явные язычники [9].
КВИТКО Лев Моисеевич (1890-1952) , еврейский поэт (СССР). Писал на идише. Лирические стихи; поэма "Красная буря" (1918), роман в стихах "Годы молодые" (1941) о революционных событиях 1918. Сборники стихов для детей. Репрессирован (см. "Еврейского антифашистского комитета" дело); реабилитирован посмертно.
АРАРАТ , город (с 1962) в Армении, на Араратской равнине. Железнодорожная станция. 20,1 тыс. жителей (1989). Цементно-шиферный комбинат, завод по розливу минеральных вод.
ЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич (1928-84) , русский писатель. Нравственно-социальные проблемы в повести "Про Клаву Иванову" (1964), "Елки-моталки" (1965). Тема человека и природы в книге "Шведские остановки" (1974), "По городам и весям" (1976). Роман-эссе о русской истории "Память" (кн. 1-2, 1978-84; Государственная премия СССР, 1982).