Россия в революциях
Россия в революциях
Страница 1

С января по октябрь 1905 г. движение протеста против существующего строя ширилось и набирало силу по двум параллельным направлениям. Путь либеральных реформ избрали средние слои общества, интеллигенция и часть представителей высших слоев, ориентирующихся на политические модели западноевропейских стран и мечтающих о мирной революции, проводимой легальными путями, в итоге которой на смену самодержавия должна прийти конституционная монархия. Второй путь объединял самые разнородные слои с плохо сформированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от крестьянских антипомещичьих бунтов смут до советов, неизвестной доселе формы организации. Оба направления так и не слились воедино, несмотря на робкие и запоздалые попытки либералов “идти в народ” или на некоторые успехи эсеровской пропаганды в крестьянской среде. Как бы то ни было, революционная лихорадка охватывала умы: всего лишь за несколько месяцев идеи, раньше волновавшие только отдельных политических деятелей - о всеобщих выборах, о созыве Учредительного собрания, о гарантии личных свобод - распространились в самых широких кругах общественности. Эта “революция в умах” была, несомненно, самым значительным и глубоким изменением, которое в конечном итоге повлекло за собой события 1905 года.

В недели, последовавшие за Кровавым воскресеньем, страну захлестнула первая волна революционных событий. Весной 1905 года в ряде центральных губерний происходили аграрные беспорядки, сопровождавшиеся разгромом и поджогами помещичьих усадеб. Рабочие забастовки в городах переходили в уличные демонстрации и вооруженные столкновения с войсками и полицией. В июне на Черном море произошел известный бунт на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».- 6-го авг. 1905г. правительство опубликовало «Положение» об учреждении Государственной Думы, но «Булыгинская Дума», названная по имени министра внутренних дел Булыгина, предложившего этот проект, была совещательного характера и не остановила движения, направленного к гораздо более радикальным реформам. Вместо ожидаемого успокоения, страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной компании. Думу предполагалось избрать в январе 1906 года, а пока политическая борьба вспыхнула с новой силой. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов. Тем не менее как одни, так и другие надеялись использовать предвыборную компанию в целях собственной пропаганды Указом 27 августа университетам была предоставлена широкая автономия. После этого революционные партии стали устраивать в залах высших учебных заведений свои митинги, на которые собирались толпы посторонних. В октябре 1905г. революционные партии и профессиональные организации почувствовали себя настолько сильными, что провозгласили и провели всероссийскую политическую стачку, парализовавшую экономику страны, к которой примкнули железные дороги (началась 6 октября на московско-казанской ж/д). В качестве органа, руководившего забастовкой, в Петербурге образовался Совет рабочих депутатов, издававших свои «Известия».

Страницы: 1 2 3 4 5

АЛЕШКОВСКИЙ Юз (наст . имя Иосиф Ефимович) (р. 1929), русский писатель. С 1979 в эмиграции. Начинал как автор книг для детей ("Два билета на электричку", 1965, "Кыш, Два портфеля и целая неделя",1970) и исполнитель собственных песен ("Товарищ Сталин, вы большой ученый" и др.). В сатирической прозе, первоначально распространявшейся в самиздате (повесть "Николай Николаевич", 1970, роман "Кенгуру", 1974-75 и др.) - изображение маргинальных типов из низших социальных слоев; элементы гротеска, фантастики, употребление ненормативной лексики. Пафос разоблачения коммунизма (роман "Рука", 1977-80), антисемитизма ("Карусель", 1983) и т. д. Другие книги: "Синенький скромный платочек" (1982), "Смерть в Москве" (1985), "Блошиное танго" (1986).

ХОККУ (хайку) , жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

ЯМБ (греч . iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru