Россия в революциях
Россия в революциях
Страница 1

С января по октябрь 1905 г. движение протеста против существующего строя ширилось и набирало силу по двум параллельным направлениям. Путь либеральных реформ избрали средние слои общества, интеллигенция и часть представителей высших слоев, ориентирующихся на политические модели западноевропейских стран и мечтающих о мирной революции, проводимой легальными путями, в итоге которой на смену самодержавия должна прийти конституционная монархия. Второй путь объединял самые разнородные слои с плохо сформированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от крестьянских антипомещичьих бунтов смут до советов, неизвестной доселе формы организации. Оба направления так и не слились воедино, несмотря на робкие и запоздалые попытки либералов “идти в народ” или на некоторые успехи эсеровской пропаганды в крестьянской среде. Как бы то ни было, революционная лихорадка охватывала умы: всего лишь за несколько месяцев идеи, раньше волновавшие только отдельных политических деятелей - о всеобщих выборах, о созыве Учредительного собрания, о гарантии личных свобод - распространились в самых широких кругах общественности. Эта “революция в умах” была, несомненно, самым значительным и глубоким изменением, которое в конечном итоге повлекло за собой события 1905 года.

В недели, последовавшие за Кровавым воскресеньем, страну захлестнула первая волна революционных событий. Весной 1905 года в ряде центральных губерний происходили аграрные беспорядки, сопровождавшиеся разгромом и поджогами помещичьих усадеб. Рабочие забастовки в городах переходили в уличные демонстрации и вооруженные столкновения с войсками и полицией. В июне на Черном море произошел известный бунт на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».- 6-го авг. 1905г. правительство опубликовало «Положение» об учреждении Государственной Думы, но «Булыгинская Дума», названная по имени министра внутренних дел Булыгина, предложившего этот проект, была совещательного характера и не остановила движения, направленного к гораздо более радикальным реформам. Вместо ожидаемого успокоения, страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной компании. Думу предполагалось избрать в январе 1906 года, а пока политическая борьба вспыхнула с новой силой. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов. Тем не менее как одни, так и другие надеялись использовать предвыборную компанию в целях собственной пропаганды Указом 27 августа университетам была предоставлена широкая автономия. После этого революционные партии стали устраивать в залах высших учебных заведений свои митинги, на которые собирались толпы посторонних. В октябре 1905г. революционные партии и профессиональные организации почувствовали себя настолько сильными, что провозгласили и провели всероссийскую политическую стачку, парализовавшую экономику страны, к которой примкнули железные дороги (началась 6 октября на московско-казанской ж/д). В качестве органа, руководившего забастовкой, в Петербурге образовался Совет рабочих депутатов, издававших свои «Известия».

Страницы: 1 2 3 4 5

ТОПЕЛИУС (Topelius) Цакариас (1818-98) , финский писатель. Писал на шведском языке Стихи в духе романтизма, книги для детей. "Рассказы фельдшера" (цикл 1-5, 1853-67) из шведской и финской истории.

ОСАДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ , вид крупнокалиберной артиллерии, предназначенной для разрушения крепостей и поражения их защитников; оформилась к 16-17 вв. После русско-японской войны осадная артиллерия русской армии называлась тяжелой артиллерией.

ИДЕАЛИЗМ (франц . idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.



Copyright © 2018 www.politicaledu.ru