Одним из существенных нововведений, вызвавших большие споры, явился запрет совмещения парламентского мандата с постом члена правительства.
Из новых органов, созданных на основе конституции 1958 г., существенная роль отведена Конституционному совету.
Основные избирательные законы были взяты из конституции эпохи Третьей республики, и, прежде всего система выборов в Национальное собрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура.
4 сентября 1958 г. проект был обнародован, а 28 сентября одобрен на референдуме 79,25% голосов против 20,75%.
Основная масса избирателей высказалась не столько по проекту конституции, сколько за или против передачи власти лично генералу де Голлю, который представлялся значительной части французов единственной фигурой, способной в данных чрезвычайных обстоятельствах решить множество проблем, стоящих перед Францией в конце 50-х годов.
Отход от авторитаризма.
В первое десятилетие своего существования режим опирался на авторитет и "личную власть" генерала Де Голля, с присущими авторитарным методам правления недостатками, которые спровоцировали рост массового недовольства в стране.
Размах рабочего и демократического движения в те годы заставил правящие круги постепенно переходить к более гибким формам власти. С уходом генерала Де Голля в отставку, не меняя открыто положения конституции 1958 г., тем не менее, были введены ограничения "личной власти". Ни один из преемников Де Голля на посту президента уже не обладал его харизмой. В силу всех этих вместе взятых субъективных и объективных обстоятельств "личная власть" трансформировалась в "президентскую".
Иначе говоря, в стране утвердился режим с сильной исполнительной властью, контролировать которую могли только общенациональные выборы, проводимые раз в семь лет.
Победа левых сил и практика "сосуществования".
Свидетельством силы избирателей стали президентские выборы 1981 г., обеспечившие победу Ф. Миттерана, кандидата от коалиции левых сил. А буквально через пять лет, состоялись парламентские выборы, которые принесли победу коалиции правых партий, образовавших правовое большинство в парламенте. Осуществляя волю народа, Миттеран был вынужден назначить премьер—министра из числа лидеров враждебного ему лагеря, дабы избежать конфронтации с вновь избранным парламентом. Особенно это было важно в связи с предстоящими в 1988 г. президентскими выборами. Таким образом, впервые за годы Пятой республики сложилась острая политическая ситуация, ситуация "сосуществования": левый президент должен был сотрудничать с правым правительственным кабинетом, по крайней мере, в течение двух лет, до новых президентских выборов в 1988 г.
Ф. Миттеран остановил свой выбор на лидере правого Объединения в защиту республики Ж. Шираке. Это "сосуществование" левого президента с правым премьер-министром и правым правительством продолжалось до следующих президентских выборов весной 1988 г. и дало очень многое для формирования современной политической системы Франции. В течение этих двух лет Ширак и Миттеран разработали "кодекс сосуществования", в соответствии с которым осуществление социально-экономического курса, внутренних реформ в целом входило в компетенцию правительства, в то время как Миттеран сосредоточил свои усилия на деятельности во внешней и военной политике, что на практике доказало возможность такого управления государством, и, более того, значительно увеличило популярность Миттерана.
ИВАН АЛЕКСАНДР , болгарский царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нем Второе Болгарское царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское и Тырновское царства).
УСОЛЬЕ-СОЛИКАМСКОЕ , название г. Березники Пермской обл. до 1933.
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) , показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; взаимосвязан с валовым внутренним продуктом (ВВП). Выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. Включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо баланса платежного. В отличие от ВВП включает и сумму чистых доходов из-за границы.