Формирование многопартийности в Республике Беларусь
Формирование многопартийности в Республике Беларусь
Страница 2

2.3. Партии и законодательство Законодательство каждой страны по-своему регулирует (или нет) правовой статус партий. В одних странах порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В других странах законодательство не требует формальной регистрации партии в каком-либо государственном органе, однако организация приобретает статус партии лишь при представлении в компетентные органы строго определенных документов: программы, устава или манифеста. В третьих странах, к числу которых относится и Республика Беларусь, правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация партий, после чего они приобретают статус юридического лица. Для того чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции, законодательство наделяет их достаточно широкими правами и полномочиями. В большинстве стран за ними закреплено право выдвижения кандидатов на выборные государственные должности. Партии могут иметь и распространять собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закреплено право критики правительства и государственной администрации. Наиболее широкими полномочиями обладают партии, представленные в парламенте. Они имеют право создавать парламентские группы (фракции), направлять своих представителей в государственные органы, формируемые парламентом. В ряде стран такие партии имеют доступ к государственным средствам массовой информации в период между выборами. Еще одной стороной правовой регламентации деятельности партий является закрепление их организационной структуры. Почти во всех странах, где есть законы о партиях, подробно регулируются вопросы организационного строения партий, структуры, состава и взаимоотношений партийных органов. Партии имеют также право на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных, женских и других союзов и организаций. В Беларуси все политические партии и общественные объединения регистрируются и работают на основании двух законов, принятых в октябре 1994 , — "Об общественных объединениях" и "О политических партиях". В связи с принятием этих законов появилось четкое разграничение политических партий и общественных формирований, которые не вправе заниматься политической деятельностью. Какие права политическим партиям гарантирует действующее в республике законодательство? Политические партии, согласно статье 23 Закона Республики Беларусь "О политических партиях", с момента регистрации имеют право пропагандировать свои идеи, цели и решения, образовывать свои печатные издания, проводить митинги и демонстрации, участвовать в подготовке и проведении выборов, выдвигать кандидатов и вести агитацию за них, образовывать избирательные блоки. Министерство юстиции Республики Беларусь проводит регистрацию политических партий и общественных движений, а также осуществляет контроль за соблюдением ими действующего в республике законодательства. В начале 1998 года работники министерства завершили очередную проверку соответствия деятельности зарегистрированных в республике партий их уставным документам. Выяснилось, что многие партии, созданные накануне парламентских выборов, использовав право выдвижения своих кандидатов, практически перестали существовать. Некоторые из них не имеют ни одной взятой на учет региональной партийной организации (хотя это одно из требований устава партии). Мало того, что есть партии, которые никак себя не проявляют в общественно-политической жизни республики, но и не проводят обязательных внутрипартийных мероприятий, что также противоречит уставам партий. Это говорит о том, что некоторые партии стали "партиями-фантомами". Министерство юстиции, используя право ставить вопрос перед Верховным Судом о закрытии тех партий, которые существуют только на бумаге, неоднократно в течение года направляло им предупреждения о необходимости предоставления информации о количественном составе партий и их организационных структурах. На развитие партийной системы (учитывая, что большинство партий считаются партиями парламентского типа) существенное влияние оказывает и наличие демократического закона о выборах, в котором заложен тип выборной системы и определены права и полномочия партий и общественных объединений в период избирательной кампании. Существует мнение (оно было озвучено в прессе лидерами некоторых оппозиционных партий), что на всем постсоветском пространстве избирательная система в Беларуси остается самой "консервативной". С этим нельзя согласиться. В республике действует мажоритарная избирательная система, которая предусматривает избрание членов парламента в избирательных округах. Но остается спорным вопрос, какая же избирательная система более демократичная: мажоритарная, пропорциональная или смешанная (мажоритарно-пропорциональная)? Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л.Ермошина считает, что мажоритарная избирательная система более справедлива и особенно эффективна в условиях преобладания "карликовых партий", так как она наиболее полно отражает картину политических пристрастий избирателей. Нельзя согласиться и с мнением, что мажоритарная избирательная система не представляет возможности для партийной работы, ущемляет права партий. Следует отметить, что мажоритарная система, действующая в западных странах — США, Англии, Франции и ряде других, как свидетельствует их опыт, не мешает ни демократии, ни работе партий. Итоги проведенных парламентских выборов в соседних постсоветских государствах позволяют сделать некоторые выводы о недостатках используемой мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Во-первых, голосование по партийным спискам позволяет попасть в парламент людям, которые зачастую не выдержали бы личной конкуренции. Ведь, голосуя по партийным спискам, избиратели все же ориентируются на конкретные персоналии лидеров, не задумываясь о том, что, благодаря их голосам, депутатами могут стать совершенно другие люди, причем эти депутаты не будут нести перед избирателями никакой ответственности, так как они не были избраны в конкретном избирательном округе. Во-вторых, выборы по партийным спискам имеют одну специфическую особенность: состав парламента не в полной мере отражает настроения общественного мнения, поскольку не учитываются голоса людей, поддержавших партии и движения, которые не преодолели избирательный барьер. Например, по итогам парламентских выборов в Молдавии из 15 политических партий и блоков в парламент прошли только четыре, а в Верховную Раду Украины из 30 партий и объединений — только восемь. В последнее время в России раздаются голоса, в том числе и в президентском окружении, об отмене выборов по партийным спискам и за проведение выборов по мажоритарной системе.

Страницы: 1 2 3

ЮЖНО-ТИХООКЕАНСКОЕ ПОДНЯТИЕ , подводный хребет на юге Тихого ок. На западе соединяется с Австрало-Антарктическим, на востоке - с Восточно-Тихоокеанским поднятиями. Длина ок. 4100 км. Преобладающие глубины над гребнем 2500-3000 м, наименьшая - 878 м.

УИЛСОН К ., см. Вильсон К.

ТЭГУ , город в Республике Корея, административный центр пров. Кенсан-Пукто. 2,2 млн. жителей (1990). Транспортный узел. Крупный центр легкой (шелкоткацкой, хлопчатобумажной, кожевенной) и пищевкусовой промышленности; разнообразное машиностроение, цветная металлургия и др. Вблизи - добыча каменного угля и меди.



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru