Форма государства
Форма государства
Страница 3

О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель — ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассмат­ривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монар­хию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государ­ства считались им "правильными", ибо в них просматривалась об­щая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы — тиранию, олигархию или охлократию. "Не­правильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм госу­дарства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также народную власть — демокра­тию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы называем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что "эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа".

Для того, чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от искажения и вырождения, великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных черт всех вышеназванных простых форм.

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.

Значительное внимание исследованию форм государства уде­ляется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ЛОРЕНЦА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (в относительности теории) , преобразования координат и времени какого-либо события при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой. Получены в 1904 Х. А. Лоренцом.

ПИЩЕВОЙ РАЦИОН , суточное количество пищи для одного человека. Набор продуктов и методы их кулинарной обработки должны удовлетворять потребности организма в необходимых пищевых веществах; поэтому их определяют с учетом возраста, пола, трудовой деятельности, климатических условий и т. д.

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) , Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (единичные вещи), "не сотворенную и не творящую" (бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 в. как еретические.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru