Не произошло видимых изменений и после революции 1917 г. Несколько видоизменилась социально-политическая и идеологическая основа, но корни бюрократизма остались неизменными. Партия большевиков, во главе с В.И. Лениным, искренне верила, что главная опора бюрократизма - система капиталистических отношений - рухнула, и что осталось только выкорчевать корни. Еще С.Л. Франк говорил о нравственной болезни, которую называл революционностью, порожденную русской привычкой жить мечтами о светлом будущем[44]. Отсюда и ярко выраженное настроение постоянной “борьбы” с тем, что мешает видеть свои мечты реальностью. Отсюда и стремление сломить сопротивление “ . совбюрократии, отстаивающей бюрократическую старину”.[45] Формы “борьбы” с бюрократизмом были самыми разнообразными от ленинских увольнений до горбачевских сокращений, от сталинских чисток до андроповских облав. Но результат этой “борьбы” был всегда один и тот же: нет побежденных и все победители, а результатом “кавалерийских атак” было новое пополнение бюрократии, в том числе из рядов ее яростных противников.[46]
Макс Вебер, видя истоки феномена бюрократии в онтологическом измерении общественной жизни и потребности в социальной структурированности, в принципе не считал возможным “окончательное решение” этой проблемы ни эволюционным, ни революционным способом.[47] И именно такой взгляд заставлял его постоянно искать “противовесы” неотвратимым процессам бюрократизации экономики и общества в целом. Источником для расцвета бюрократии М. Вебер считал государственный капитализм, при котором вмешательство государственной бюрократии в экономическую и хозяйственную жизнь общества вносит иррациональное начало, противоречащее рациональным основам и нарушается основной принцип капиталистической легитимности, принцип хозяйственной самостоятельности. При этом частный капитализм был бы ликвидирован, а “государственная бюрократия господствовала бы в одиночку” и само “руководство огосударствленными предприятиями . стало бы бюрократическим”.[48] Эту тенденцию М. Вебер называет “универсальной бюрократизацией”, которой он противопоставляет “сохранение частно-хозяйственного принципа”.
"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ" , нелегальная газета одноименной группы, 1880-81, Женева - Минск, 5 номеров. Редакторы: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман.
АЛЕШКОВСКИЙ Юз (наст . имя Иосиф Ефимович) (р. 1929), русский писатель. С 1979 в эмиграции. Начинал как автор книг для детей ("Два билета на электричку", 1965, "Кыш, Два портфеля и целая неделя",1970) и исполнитель собственных песен ("Товарищ Сталин, вы большой ученый" и др.). В сатирической прозе, первоначально распространявшейся в самиздате (повесть "Николай Николаевич", 1970, роман "Кенгуру", 1974-75 и др.) - изображение маргинальных типов из низших социальных слоев; элементы гротеска, фантастики, употребление ненормативной лексики. Пафос разоблачения коммунизма (роман "Рука", 1977-80), антисемитизма ("Карусель", 1983) и т. д. Другие книги: "Синенький скромный платочек" (1982), "Смерть в Москве" (1985), "Блошиное танго" (1986).
ВОШЕРИЯ , род желто-зеленых водорослей. Таллом в виде нитей неклеточного строения. Ок. 60 видов, на дне пресных водоемов, реже морей, на сырой почве.