Учебное пособие для студентов "Политология"
Учебное пособие для студентов "Политология"
Страница 12

Функция легитимацииполитического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная М. Дж. Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: знаменосца, служителя, торговца, и пожарного. Лидер-знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Лидер-служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. Лидер-торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её. Лидер-пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

В зависимости от характера цели и воздействия, оказываемого лидером на общество, Р.Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры. Консерваторы ориентируются на сохранении общества в неизменном виде. Реформаторы стремятся к преобразованию общества посредством реформ, затрагивающих и политическую систему. Революционеры ставят целью переход к принципиально новой общественной системе.

В соответствии с используемыми лидером методами управления выделяют авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство характеризуется единоличным направляющим воздействием, основанным на применении сил. Авторитарный лидер ориентируется на недемократические методы управления, не допускает критики. Демократический лидер уважительно относится к интересам и мнениям людей, открыт для критики.

Тесты

1. В соответствии с какой теорией лидерства лидер рассматривается как совокупность определенных социально-психологических черт:

а) ситуационной теории

б) теории черт

в) интегративной теории

г) теологической

2. В классификации лидеров Маргарет Дж.Херманн, какой тип отличается быстрой реакцией на насущные требования времени:

а) лидер – знаменосец

б) лидер – служитель

в) лидер – торговец

г) лидер – пожарный.

Литература

1. Абашкина Е. Косолапова Ю. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - № 4.

2. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социально-политический журнал. – 1993. - № 1-2.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

НАГАОКА Хантаро (1865-1950) , японский физик, иностранный почетный член АН СССР (1930). Труды по электричеству и магнетизму, атомной физике и спектроскопии.

ИВАНОВ Михаил Федорович (1871-1935) , российский зоотехник, один из основателей отечественной зоотехнии, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Предложил научно обоснованную методику выведения новых и совершенствования имеющихся пород свиней и овец. Автор асканийской породы овец и украинской степной белой породы свиней.

ШУВАЛОВ Иван Иванович (1727-97) , российский государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны, генерал-адъютант (1760). Двоюродный брат А. И. и П. И. Шуваловых. Покровительствовал просвещению. 1-й куратор Московского университета, президент Академии художеств.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru