Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.
Структура политической системы. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая подсистема– это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема – комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.
Функции политической системы Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.
Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.
В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.
ЧИБЧА , группа индейских народов (куна, гуайми, муиски, пасто и др.) в Юж. и Центр. Америке. 635 тыс. человек (1992). Языки чибчанские. Верующие - католики.
ЛАНДСБЕРГИС (Landsbergis) Витаутас (р . 1932), литовский политический деятель, музыковед. Профессор Государственной Литовской консерватории (с 1978). С 1988 председатель Совета сейма Литовского движения за перестройку "Саюдис". В 1990-92 председатель ВС Литвы. С 1993 председатель партии Союз Отечества.
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826-74) , российский религиозный философ. Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о "сердце" как духовном средоточии человека).