Утопия и антиутопия
Утопия и антиутопия
Страница 21

Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни, формируют и жестко контролируют исполнительную власть (Италия).

Автономныепарламенты в основном контролируют законодательный процесс, самостоятельны в своей деятельности, но не имеют достаточных полномочий для отстранения исполнительной власти (США). Автономные парламенты в большей степени характерны для стран с сложившейся практикой межгрупповых консультаций по политическим проблемам.

Ограниченно автономныепарламенты характеризуются конфронтацией между правительством и оппозицией (Великобритания).

Подчиненныепарламенты находятся в зависимом положении от исполнительной власти и не имеют возможности контроля за её деятельностью (Кения).

Полностью подчиненныепарламенты характерны для многих популистских мобилизационных (Танзания), военных (Ирак), коммунистических режимов (СССР). Такие парламенты редко собираются на сессионные заседания, которые носят чисто формальный характер.

Функции парламентов. Парламенты как представительные органы законодательной власти выполняют следующие функции: легитимации, представительства, рекрутирования и социализации элит, контроль за исполнительной властью.

Исполнительная власть осуществляет непосредственно управление обществом на основе принятых законов. Основными видами исполнительной власти являются абсолютная и ограниченная. Выделяют пять основных функций политической власти: определение основных направлений политики государства; контроль за её выполнением; мобилизация властвующей элиты и масс для поддержки проводимой политики; церемониальное руководство; руководство в кризисных ситуациях.

Сущность государства. В современной политологи можно выделить два основных подхода к определению сущности государства. В рамках классового подхода сущность государства заключается в приоритетном обеспечении интересов господствующего класса и подавлении протеста других социальных групп. На ранних этапах исторического развития преобладала именно эта сторона деятельности государства.

В современных условиях сущность государства чаще всего трактуется с позиций общесоциального подхода. Государство в этом случае определяется как политическая организация, создающая условия для компромисса интересов основных социальных групп населения. Оно выступает в качестве арбитра и активного участника отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать опасного для общества обострения конфликтов.

Задачи, которые решает государство, выражаются в его функциях. В отечественной литературе обычно выделяют внешние и внутренние функции государства. К внутренним относятся: экономическая, социальная, экологическая, обеспечение правопорядка и законности, культурно-образовательная, защита общественного строя, социальный арбитраж. Внешние функции: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ЦЗИНЬ , государство и династия (1115-1234) чжурчжэней. К сер. 12 в. в состав Цзиня входила территория современного северо-восточного и северного районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР).

ВАСИЛЬЧИКОВ Александр Илларионович (1818-81) , князь, российский экономист, публицист, земский деятель, близкий к славянофилам. Труды по истории русской общины и аграрному строю дореформенной России.

ЩАРА , река в Белоруссии, левый приток Немана. 325 км, площадь бассейна 6990 км2. Соединена Огинским каналом (не действует) с р. Ясельда (бас. Днепра). Шлюзована на 220 км.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru