Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.
Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.
Тесты
1. Процесс усвоения субъектом политических норм, ценностей и моделей политического поведения называется:
а) предвыборной агитацией
б) культурной интеграцией личности
в) политической социализацией
г) политической дискредитацией
2. Наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, обеспечивающих уважительный диалог индивида и власти – характерные черты:
а) плюралистического типа политической социализации
б) гармонического типа политической социализации
в) конфликтного типа политической социализации
г) гегемонистского типа политической социализации
Литература
1. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. – 1992. - № 8.
2. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. – 1992. – Т. 1. – Вып. 1.
3. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиофан. – М., 1982.
4. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. политическая психология. – Ростов-на-Дону, 1996.
5. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // Полис. – 1997. № 6.
6. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. – М., 1995.
7. Краснов В. Конфликты в обществе // Социально-политические науки. – 1992. - № 6-7.
8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я». – Минск, 1994.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1098.
СТАНФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , город Станфорд, шт. Калифорния, США, основан в 1885. Входит в научно-промышленный территориальный комплекс, т. н. Станфордский научно-исследовательский парк. В 1993 св. 13 тыс. студентов.
АВТОНОМНОСТЬ КОРАБЛЯ , продолжительность непрерывного плавания корабля без пополнения запасов; боевая автономность кораблей - продолжительность непрерывного ведения боевых действий без пополнения боезапаса (а у авианосцев и авиационного топлива). Автономность кораблей различных классов с обычной (неядерной) энергетической установкой - от 7 до 90 суток.
"НЕЧАЕВЦЕВ ПРОЦЕСС" , 1.7.-11.9.1871, над участниками студенческих волнений 1868-69 и членами "Народной расправы" (77 чел.) по обвинению в подготовке заговора с целью свержения существующего строя. Приговор: 4 чел. (в т. ч. И. Г. Прыжов, А. К. Кузнецов) к различным срокам каторги, 28 - к тюремному заключению, 2 - к ссылке; остальные оправданы.