Третий тип характеризуется конфликтом между этнической и субнациональной принадлежностью.
Одним из типичных проявлений кризиса идентичности является рост национализма. Разрушение прежних социальных связей усиливает роль национальности как важного канала социальной идентификации. Усиление националистических тенденций и настроений связано также и с преодолением комплекса неполноценности для маргинальных слоев общества. Подобные настроения часто используются политиками для привлечения масс. Кризис идентичности характеризуется также социальным патронажем. Политические лидеры прямо апеллируют к населению, минуя традиционные для цивилизованного общества каналы.
Преодоление кризиса идентичности возможно с помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности. Важную роль в решении этой задачи может сыграть система образования.
Кризис легитимности обуславливается следующими факторами. Во-первых, не все основные группы интересов получают доступ к сфере принятия политических решений. Во-вторых, статус основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе политической модернизации. Можно выделить характерные черты кризиса легитимности: отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, признания гражданами процесса принятия решений; чрезмерная конкуренция в борьбе за власть; политическая пассивность масс, не обращающих внимание на призывы власти к легитимности; неспособность правящей элиты усилить свое политическое господство.
В современных исследованиях выделяются следующие пути преодоления кризиса легитимности. Во-первых, достижение легитимности возможно за счет реальной демонстрируемой эффективности режима. Во-вторых, обретение легитимности возможно посредством привлечения на свою сторону оппозиции.
Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за политическую власть. Вместе с тем политическая система переходного общества развита слабо, вследствие чего не все группы интересов в ней представлены. К тому же правящая элита может создавать (а часто и создает) искусственные препятствия для включения в политический процесс социальных групп, заявляющих о своих претензиях на власть. В результате происходит резкая радикализация требований со стороны оппозиционных групп, что, естественно, не способствует политической стабильности. В этом случае возможны три варианта действий правящей элиты по отношению к политической оппозиции.
ЗАНЬКОВЕЦКАЯ Мария Константиновна (наст . фам. Адасовская) (1860-1934), украинская актриса, народная артистка Украины (1922). В 1906 участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве, в 1918 - Народного театра (Киев, ныне Украинский драматический театр им. Заньковецкой во Львове).
ЛАВЕРОВ Николай Павлович (1930) , российский государственный деятель, геолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), вице-президент РАН (с 1991; вице-президент АН СССР РАН; в 1988-91), академик (1987) и президент (1987-89) АН Киргизской ССР. Основные труды по геологии рудных месторождений и экономике минеральных ресурсов. В 1989-91 заместитель председателя Совета Министров СССР - председатель Государственного комитета СССР по науке и технике.
УДЖДА , город на северо-востоке Марокко, административный центр пров. Уджда. 260 тыс. жителей (1982). Химическая, металлообрабатывающая, цементная, пищевкусовая, деревообрабатывающая промышленность. В районе Уджда - добыча каменного угля, свинцово-цинковых руд.