В 70-е годы XVIII века часть казахских родов Средней Орды усилили натиск на границу Зауралья, добиваясь расширения своих пастбищ за счёт залинейных пространств. Н. Бекмаханова считает претензии кочевников на эти "жизненно необходимые земли вполне основательными, мотивируя их правильность тем, что якобы казахи "с давних времен" (69) кочевали по рекам Иртышу, Ую, Тоболу и Ишиму, не уточняя, однако, с каких именно.
Как мы видели эти "давние времена" наступили для казахов только с 20-х годов XVIII века, когда джунгары вытеснили их из Туркестана и восточных степей. Тогда они, в свою очередь, прикочевав к границам России потеснили волжских калмыков, а в Зауралье башкирское и русское промысловое население с верховий Тобола и Ишима, с Уя. Поэтому пограничный русско-казахский в Зауралье конфликт из-за приишимских территорий никак не может быть объяснён пресловутой "колониальной политикой царизма" - хотя бы потому, что русские освоили их первыми. В июне 1770 года отряд около 1000 кочевников отогнал табун наземных и казачьих лошадей Ново-Ишимской у Степного редута линии, причём было убито 6 казаков, 3 взято в плен. Отряды казахов появились у Звериноголовской, Пресногорьковской и Троицкой крепостей и разрушили зимовья Ново-Ишимской линии, угрожая собрав 10 тысяч всадников идти "под разные места" Южного Зауралья (71). Весной 1773 года нападениям казахов подверглись отряд новых русских укреплений Зауралья - редуты Пещаный и Алабугинский, станица Озёрная, форпост Селиярский, крепость Святого Петра. Распространение восстания Е.И. Пугачёва на Зауралье было использовано значительной частью казахов Средней Орды для совершения крупных набегов, когда регулярные силы казаков и крестьян Зауралья истребляли друг друга. Уже в январе 1774 года отряды кочевников сосредотачивались у крепостей Звериноголовская, Кабаньей и Пресногорьковской, начали набеги на крепости, разбили Алабугинский редут, сожгли село у Сенжарского редута (72). В феврале бои шли у крепостей Кабаньей, Крутоярской, редута Пресноизбного. Кочевники разоряли мелкие укрепления у деревни по линиям Зауралья с вполне определённой задачей. Они сами говорили, что крепостям "ничего сделать не можно" надо вызвать кризис в их снабжении продовольствием, для этого уничтожив его запасы у крестьян и окрестные поселения (73). Весной 1774 года Е.И. Пугачёв из под Троицкой крепости направил парламентёров казахам, предложив им соединиться и вместе разорить крепости Сибирской линии, запасшись там припасами. В ответ на это крупные силы казахов сосредоточились у Звериноголовской крепости, где ждали восставших. Губернатор Сибири Чичерин сконцентрировал значительные силы в крепостях Южного Зауралья от Звериноголовской до Пресногорьковской. Но Пугачёв в это время ушёл в Поволжье. Летом набеги кочевников на Уйскую и Ново-Ишимскую линии усилились. Особенно тяжёлой была обстановка в Западной части Зауралья - Исетской провинции и Уйской линии, где в крепостях "каждодневно происходят неприятельские приступы, с здешними драки, смертоубийства, захват людей и кроме отгон большого количества скота" (74).
УНИТАРИИ (от лат . unitas - единство),..1) в широком смысле - то же, что антитринитарии...2) В более узком смысле - лишь антитринитарии-протестанты. Вместе с догматом о Троице отвергали церковное учение о грехопадении, таинства (в т. ч. признаваемые протестантами). Преследовались и католиками, и ортодоксальными протестантами. В 17 в. обосновались в Англии, с 1-й пол. 19 в. центр движения переместился в США.
ЛИМОНИАДЫ , в греческой мифологии нимфы - богини лугов.
ЦЕННОСТЬ , положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.