Отличия тоталитарных и авторитарных режимов.
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные. Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной, хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей существование этой системы.
Основные моменты различия тоталитарного и авторитарного режимов в следующем:
1. Наиболее серьезный момент связан с пониманием цели, «исторической миссии» данного режима, будь то доктрина «расового превосходства», специфические национально-имперские идеи или какие-то другие. Можно сказать, что тоталитаризмом на первых порах двигала та или иная утопическая мечта, направленная против либеральной демократии, капиталистической экономической системы и в какой то мере отвечавшая чаяниями большинства населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как прообраз будущего миропорядка. Поэтому тоталитаризм не только ориентирован «вовнутрь», т.е. на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и пытается реализовать свои потенции «вовне», т.е. распостранить аналогичный своему общественный строй на другие страны, и в этом он, пожалуй, мало чем отличается от некоторых нынешних демократий.[25]
АКЫН , поэт-импровизатор, а также исполнитель своих и народных произведений эпического и лирического характера у тюркоязычных народов Ср. Азии.
БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИЙ (до 1918 и в 1940-44 Аккерман) город на Украине , Одесская обл., порт на Днестровском лимане. Железнодорожная станция. 56,8 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность. Заводы: медных изделий, медико-инструментальный и др. Краеведческий музей. Основан славянами в 9 в. под названием Белгород на месте древнегреческого г. Тира. В 14 в. генуэзская колония Монкастро, в 15 в. в Молдавском княжестве под названием Четатя-Алба, с 1484 турецкая крепость, с 1812 в Российской империи, в 1918-40 в Румынии (Четатя-Албэ).
ЧОКОНАИ-ВИТЕЗ (Csokonai Vitez) Михай (1773-1805) , венгерский поэт. Представитель Просвещения. Сатирическая пьеса "Мечтатель Темпефеи..." (издание 1844), цикл любовных стихов "Песни Лиллы", комический эпос "Дороття" (1804).