Какова же роль тоталитарного ОПД ?
В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам.
Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".
Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти.
В-третьих, через ОПД тоталитарный режим внедряет мифы в общественное сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают.
С ОПД связана также и атомизация общества.
Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении.
После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.
"В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение , когда они ценой спасения своей собственной жизни будут вынуждены погубить тебя.
МИЛДА , в литовской мифологии богиня любви.
БОРЖОМСКОЕ УЩЕЛЬЕ , ущелье р. Кура, между Месхетским и Триалетским хр. на М. Кавказе, в Грузии. Глубина до 1500 м, длина 60 км. Широколиственные и хвойные леса.
ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (р . 1927), российский живописец, народный художник России (1987), действительный член АХ (1988), академик Российской академии образования (1993). Групповые портреты ("Гимнасты СССР", 1964), сложные по композиции и философскому подтексту сюжетные произведения ("Под старой яблоней", 1969; триптих "1937 год", 1986-87).