Тоталитаризм как феномен
Тоталитаризм как феномен
Страница 9

Какова же роль тоталитарного ОПД ?

В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам.

Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".

Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти.

В-третьих, через ОПД тоталитарный режим внедряет мифы в общественное сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают.

С ОПД связана также и атомизация общества.

Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении.

После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.

"В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение , когда они ценой спасения своей собственной жизни будут вынуждены погубить тебя.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

БУРЛЕСК (бурлеска) (от итал . burlesco - шутливый), 1) разновидность героикомической поэзии классицизма: изображение "высоких" предметов "низким" стилем в отличие от травестии - изображения "низких" предметов "высоким" стилем. Пример - комические перелицовки "Энеиды" Вергилия у Скаррона, И. Котляревского...2) Музыкальная пьеса грубовато-комического, порой причудливого характера; родственна каприччо.

БАЛЬТАР (Baltard) Виктор (1805-74) , французский архитектор, представитель неоклассицизма. Впервые применил металлостеклянные перекрытия зонтичного типа для павильонов рынка "Чрево Парижа" (1845-70). Занимался также реставрацией парижских церквей.

ШАМЯКИН Иван Петрович (р . 1921), белорусский писатель, народный писатель Белоруссии (1972), член-корреспондент АН Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1981). Романы "Глубокое течение" (1949; Государственная премия СССР, 1951), "Сердце на ладони" (1964), "Атланты и кариатиды" (1974), "Возьму твою боль" (1980), "Петроград - Брест" (1981). Цикл повестей "Тревожное счастье" (1956-66) посвящен морально-этическим проблемам. Автобиографическая книга "Корни и ветви" (1986).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru