Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому, что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к определенным целям и т. п.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство, тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать взгляды вождей.
Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом для всех компартий.
Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра над умами рядовых партийцев.
Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой партии - ни проблеска свободы.
Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без него невозможно представить. Одно порождает другое.
Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм, осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер закона.
Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей автоматически упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию в коммунистических системах.
В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное злодейство.
В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по обстоятельствам.
ШАТРОВ (наст . фам. Маршак) Михаил Филиппович (р. 1932), русский драматург. В пьесах "Шестое июля" (постановка 1964; одноименный фильм, 1968), "Синие кони на красной траве" (1979), "Так победим!" (постановка 1982; Государственная премия СССР, 1983), "Дальше... дальше... дальше!" (1988) - попытка осмысления драматизма идеологической и политической борьбы в период революции 1917, отказ от карикатурного изображения оппонентов большевиков. Пьесы на современные темы ("Погода на завтра", 1974).
ЮДИН Сергей Сергеевич (1891-1954) , российский хирург, академик АМН (1944). Впервые (1930) произвел переливание трупной крови человека. Труды по хирургии желудка и пищевода, неотложной и военно-полевой хирургии, анестезиологии. Ленинская премия (1962, посмертно), Государственная премия СССР (1942, 1948).
"МЕТАЛЛИКА" (Metallica) , американская рок-группа, образована в 1983. Состав: Джеймс Хетфилд (вокал, ритм-гитара), Кирк Хэммет (гитара), Клифф Бартон (бас-гитара), Ларс Ульрих (ударные). Представитель стиля хэви-метал, один из родоначальников стиля "трэш". В 1984 вышел альбом "Ride The Lightning" (Оседлай молнию). Наиболее значительными считаются альбомы "Master Of Puppets" (1986) и "... And Justice For All" (1988). В 1996 группа выпустила новый альбом "Load".