Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
ЙОГИ , составная часть, входящая в название рек в области распространения прибалтийско-финских языков, напр., р. Иоканга (Кольский п-ов).
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО , род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д.
ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956) , российский и украинский кинорежиссер, драматург, народный артист России (1950). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: "Арсенал" (1929), "Земля" (1930) и др. Ленинская премия (1959, посмертно), Государственные премии СССР (1941, 1949).