Итак, выделю характерные черты тоталитаризма:
- идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии, жестокое подавление всякого инакомыслия;
- господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа, сращивание партии с государством;
- запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
- тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации;
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
- доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения;
- абсолютная концентрация власти в руках вождя.
Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н. Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.
В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
АГРАМ (Agram) , немецкое название г. Загреб.
ШТУК (Stuck) Франц фон (1863-1928) , немецкий живописец и скульптор. Сочетал черты академического натурализма и стиля "модерн". Под влиянием Ф. Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито "брутальной" символикой ("Борющиеся фавны", 1889).
У ПОУН НЬЯ (У Пон Ня) (наст . имя Маун Поу Си) (между 1807 и 1816 - ок. 1867), бирманский писатель, один из создателей национальной драмы: "Падума", "Вейтандая", "Водонос"; стихи и прозаические произведения на буддийские сюжеты; трактаты по буддийской философии, медицине.