Теория олигархизации политических партий
Теория олигархизации политических партий
Страница 1

вступление

Начало социологии политических партий связано с именами двух ученых: русского – Моисея Острогорского (1854-1919) и немецкого – Роберта Михельса (1876-1936), пришедших к довольно неутешительным выводам о возможностях демократии в массовых партиях. Этими учеными была создана так называемая теория олигархизации политических партий, которая существенно расширила (совершенно, впрочем, самостоятельно) сферу применения теории элит. В своем реферате я рассмотрел основные положения созданного Острогорским и Михельсом учения о политических партиях.

3

теория Острогорского

Острогорский – русский ученый, много лет проживший во Франции и писавший по-французски, - представлял либерально-буржуазные течения на рубеже XIX и XX столетий. После революции 1905 года вернулся в Россию, где продолжал свою деятельность в рядах партии кадетов и от нее был избран в первую Думу. Умер вскоре после Октябрьской революции.

Основной труд Острогорского в области социологии политических отношений – и в то же время труд, который обеспечил ему место в истории науки, - вышел на английском языке в 1902 году под названием "Демократия и организация политических партий". Это было первое сравнительное исследования политических партий, благодаря чему Острогорский считается одним из пионеров сравнительного подхода в социологии политических отношений и науке о политике. Он был также первым, кто подверг научному анализу деятельность партии как крупной организации. Выводы, сделанные из этого анализа, были пессимистическими.

Поскольку Острогорский отождествлял демократию с непосредственным участием партийных масс в управлении и поскольку он пришел к выводу, что в каждой массовой партии власть находиться в руках партийного аппарата, то, по его мнению, партии независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Чтобы избежать этого, Острогорский предлагал явно утопический метод – замену постоянно действующих партий свободными объединениями для достижения какой- либо одной, определенной цели.

4

На практике это предложение не нашло отклика, но теоретически был осуществлен реалистический анализ функционирования крупных политических партий как бюрократических организаций. Постановка этой проблемы была заслугой Острогорского, хотя вместе с тем он игнорировал вопрос о том, в какой степени различие классовых интересов и идеологии отдельных партий могут влиять на усиление или ослабление анализируемой им тенденции к бюрократизации.

5

Теория Михельса

Влияние Острогорского испытал на себе германский социал-демократ (до 1907 года) и социолог Роберт Михельс. Опубликованная в 1911 году его работа о социологии немецкой социал-демократии стала исходным пунктом для многих последующих исследований в области социологии партии, и эта поддисциплина эмпирически расширяла теорию элит.

Михельс утверждал, что каждая организация неизбежно ведет к олигархизации. По его мнению, олигархизация – это следствие не психологических качеств, а организационных требований. В этом пункте Михельс принципиально отошел от психологических предпосылок итальянской теории элит (Моска, Парето) в сторону того, что со временем стало социалистическим анализом крупных организаций.

Страницы: 1 2 3 4

ФОМИН Александр Григорьевич (1887-1939) , российский книговед, библиограф. Основные труды: "Книговедение как наука" (1931), "Методы составления библиографических указателей" (1929).

ИДЕАЛИЗМ (франц . idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

САМЕДИ (наст . фам. Саматов) Зия (р. 1914), уйгурский писатель, народный писатель Казахстана (1987). В 1931-61 в Синьцзяне. Исторические романы "Маимхан" (1965) и "Тайна годов" (кн. 1-2, 1967-72), повести, историко-революционные драмы.



Copyright © 2019 www.politicaledu.ru