К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченное (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) здание номенклатурного капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма —лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и пред-демократическая.
Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства: за 1991 г. спад составил 11%, причем за последний квартал года — 21%. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ , сосредоточение в одной фирме (объединении) комплекса последовательных стадий производства: от добычи сырья до реализации произведенной продукции. Одна из подготовительных ступеней комбинирования производства.
СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА (Seychelles) , Республика Сейшельские Острова (Republic of Seychelles), государство на Сейшельских и Амирантских о-вах, на о-вах Альдабра, Фаркуар и др. в Индийском ок. 405 км2. Население 71,3 тыс. человек (1993), креолы, сейшельцы (креолы Сейшельских Островов) и др. Городское население 59,3% (1990). Официальные языки - английский и французский. Верующие главным образом католики. Административно-территориальное деление: 23 округа. Столица - Виктория. Входит в Содружество. Глава государства - президент. Законодательный орган - Национальное собрание. Наиболее крупные острова - Маэ, Силуэт, Праслен, Ла-Диг - кристаллические; мелкие острова - преимущественно коралловые. Высота до 915 м. Климат субэкваториальный, морской. Среднемесячные температуры 26-28 °С. Осадков до 4000 мм в год. Вечнозеленые тропические леса. Резерваты - Альдабра, Кузен и др.; морской национальный парк Сен-Анн. В сер. 18 в. колонизованы французами, в 1794 захвачены англичанами. С 1903 колония Великобритании. С июня 1976 Сейшельские Острова - независимая республика. Сейшельские Острова - аграрная страна; важное значение имеют рыболовство и иностранный туризм. Доля в ВВП (1991, %): сельское и лесное хозяйство, рыболовство - 4,8, туризм - 18,4, промышленность и строительство - 17,0. Главные сельскохозяйственные культуры: кокосовая пальма, корица, ваниль. Животноводство. Рыболовство. Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Производство электроэнергии 108 млн. кВт?ч (1992). Железных дорог нет; длина автодорог 319 км (1992). Экспорт: нефтепродукты (реэкспорт), копра, консервированная и мороженая рыба, напитки, табак, корица, ваниль. Основные внешнеторговые партнеры: Великобритания, Франция, Япония, Пакистан, Сингапур. Денежная единица - сейшельская рупия.
"ВИШИ" , общепринятое название коллаборационистского режима во Франции в июле 1940 - августе 1944, в период ее оккупации немецкими войсками. Назван по г. Виши, где обосновалось правительство А. Ф. Петена.