Экономические итоги перестройки
Экономические итоги перестройки
Страница 2

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократи­ческого и экономического рынка (преобладал пер­вый), имели почти законченное (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) зда­ние номенклатурного капитализма. Господство­вала идеальная для бюрократического капитализ­ма форма —лжегосударственная форма деятель­ности частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм прав­ления, республика посткоммунистическая и пред-демократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень труд­ные и масштабные задачи. Первоочередной и самой на­сущной была экономическая реформа, призванная вы­вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой­ный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хо­зяйствования, пробуждение предпринимательской ини­циативы частных собственников.

За годы «перестройки» было сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма. Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров, недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это при­вело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономи­ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Предстояло продолжить процесс формирования сво­бодного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складыва­лась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, по­явилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее вет­ви. Требовалось реформировать государственно-полити­ческую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства: за 1991 г. спад составил 11%, причем за последний квартал года — 21%. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Страницы: 1 2 3

ЛОЦМАН (нидерл . loodsman), специалист по проводке судов, знающий местные условия плавания.

ВИЛЬСОН (Уилсон) Томас Вудро (1856-1924) , 28-й президент США (1913-21), от Демократической партии. Провел ряд либеральных законов. Еще до вступления США в 1-ю мировую войну (апрель 1917) выдвинул идею создания послевоенного союза государств, наиболее полно получившую отражение в т. н. "Четырнадцати пунктах" (январь 1918); выступал за учреждение Лиги Наций. Нобелевская премия мира (1920).ВИЛЬСОН (Wilson) Томас Вудро, Вильсон Вудро (28 декабря 1856, Стантон, штат Виргиния - 3 февраля 1924, Вашингтон), государственный деятель, 28-й президент Соединенных Штатов Америки (1913-21), с его именем связаны глубокие реформы в американском обществе и утверждение США как мировой державы. Карьера Вильсон родился в семье пресвитерианского проповедника шотландско-ирландского происхождения. В начале 1880-х гг. он отказался от употребления имени Томас. В 1879 окончил Принстонский университет. Изучал право в Виргинском университете. В 1882-83 занимался юридической практикой в Атланте (штат Джорджия). С 1883 занимался в историческом семинаре Герберта Б. Адамса в университете Джона Хопкинса, в 1886 получил степень доктора философии за книгу "Правление конгресса" (1885). В 1885-88 - преподаватель истории в женском колледже Брин-Мор (штат Пенсильвания), в 1889-90 - в Уэслианском университете, (штат Коннектикут). С 1890 - профессор юриспруденции, политэкономии и политических наук в Принстонском университете, с 1902-10 его президент. Опубликовал несколько популярных работ по истории и государственному устройству США. В 1911-13 - губернатор Нью-Джерси, где осуществил широкую программу прогрессивных реформ. В 1912 как представитель Демократической партии США под лозунгом "новой свободы" одержал победу на президентских выборах над Т. Рузвельтом и У. Х. Тафтом. Вторично избран в 1916 под лозунгом "Он удержал нас от войны".Внутренняя политика Вильсон занял Белый дом, полагая, что США вступили в наиболее важный со времен Гражданской войны период своего развития. Он был убежден, что история - это "эра реформ, но не революций". В своей политике руководствовался принципом: "государство существует для общества, а не общество для государства". Поэтому он выступал за максимальное равенство возможностей для всех граждан внутри страны и за неограниченный доступ к мировым рынкам. В рамках программы построения "новой демократии" осуществил тарифную (1913) и банковскую (1913) реформы, добился принятия антитрестовских законов (1914). Провел также ряд социальных преобразований в интересах фермеров и работников наемного труда. Внешняя политика Вильсон проводил активную политику, направленную на укрепление американских позиций в Карибском бассейне и в Мексике, всемерно способствовал англо-американскому сближению. После начала 1-й мировой войны 1914-18 пытался выступить посредником между европейскими державами. В 1917 Вильсон добился вступления США в войну, предполагая приобрести решающий голос в определении судеб послевоенного мира. В 1917 стремился к развитию сотрудничества с Временным правительством России, вынашивал идею союза "двух величайших демократий мира". После победы большевиков выступил с планом мирного урегулирования ("Четырнадцать пунктов", январь 1918), видя в нем альтернативу международному влиянию большевизма. Вильсон был одним из главных авторов Версальского мирного договора 1919. Однако договор не был ратифицирован сенатом США.Осенью 1919 в результате сильного перенапряжения Вильсона разбил паралич. Он вынужден был прекратить активную государственную деятельность. До истечения президентского срока важнейшие политические решения по существу принимала его жена - Эдит Вильсон. Лауреат Нобелевской премии мира (1919; за вклад в Версальский мирный договор 1919).Несмотря на различные оценки личности и деятельности Вильсона, он признан одной из ключевых фигур в истории США.Сочинения:Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений: Пер. с англ. М., 1905.Новая свобода: Пер. с англ. Одесса, 1905.Литература:Гершов З. М. Вудро Вильсон. М., 1983.Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, двадцать восьмой президент США. Психологическое расследование. М., 1992.Baker R. S. Woodrow Wilson. Life and Letters: 8 v. Garden City, 1927-29.Link A. S. Wilson: His Life and Work. Princeton, 1964-67. V. 1-5.Papers of Woodrow Wilson / Ed. by A. S. Link. Princeton, 1966-84. (Издание продолжается).Clements K. Presidensy of Woodrow Wilson. Lawrence, 1992.В. В. Носков

"АБУМУСЛИМНАМЕ" , персидский "народный роман" 11-13 вв. Собрание легенд, связанных с именем Абу Муслима, популярного в Иране, Турции, Пакистане, Афганистане и Ср. Азии.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru