Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Ясно, что рациональное понятие компетентности, так же как и сословно-традиционное понятие привилегии, здесь отсутствует. Другой момент. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматический отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по- традиции) правил и решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основе «откровения», интуиции или личного примера.
Понятно, что харизматический принцип легитимности, в отличие от формально-рационального, авторитарен. По существу, авторитет харизматического лидера базируется на его силе – только не на грубой, физической, а на силе его внутреннего дара.
Вебер, верный своим познавательным принципам, рассматривает харизму овершенно безотносительно к содержанию того, что возвещает, за что выступает, что несет с собой харизматический лидер, то сть он подчеркнуто безразличен к ценностям, вносимым
в мир харизматическои личностью.
Легальное господство, по Веберу, имеет более слабую легитимирующую силу, чем традиционное и харизматическое. Возникает законный вопрос: на каком основании делается такой вывод? Чтобы ответить на него, следует еще раз обратить внимание на то, что представляет собой легальный тип господства. Как уже отмечалось, Вебер за основу легального господства берет целерациональное действие, В чистом виде легальное господство не имеет ценностного фундамента, не случайно этот тип господства осуществляется формально-рационально, где «бюрократическая машина» должна служить исключительно интересам дела.
Важно отметить и то, что отношения господства в «рациональном» государстве рассматриваются Вебером по аналогии с отношениями в сфере частного предпринимательства. Целерациональное действие имеет в качестве своей модели действие экономическое. Экономика – это та «клеточка», в которой и существует легальный тип господства. Именно экономика более всего поддается рационализации. Она освобождает рынок от сословных ограничений, от сращивания с нравами и обычаями, превращая все качественные характеристики в количественные, то есть расчищая путь для развития сугубо рационального капиталистического хозяйства.
ЧУЙКОВ Иван Семенович (р . 1935), российский художник. Сын С. А. Чуйкова. Один из значительных мастеров московского "неофициального искусства". Для него типичны яркие, красочные образы в духе поп-арта с элементами сюрреализма: картины или трехмерные коробки с мотивами причудливо трансформирующихся пейзажных пространств.
ЛИКЕЙ (лицей) (греч . Lykeion), древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в 335 до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323. Существовал ок. 8 веков.
ИВАНОВСКА (Iwanowska) Вильгельмина (р . 1905), польский астроном, член Польской АН (1956). Директор Торуньского астрономического центра (1960-76), вице-президент Международного астрономического союза (1973-79). Открыла (1950) различие в химическом составе звезд, принадлежащих разным звездным населениям. Независимо от В. Бааде указала (1952) на необходимость изменения галактической шкалы расстояний.