Возвращаясь непосредственно к идее Вебера об усилении легитимности легального господства, можно сказать: именно формальный характер легального господства, не имеющий сам в себе никаких ценностей и требующий в качестве своего дополнения политического лидера, который был бы в состоянии сформулировать определенные цели, привело его к признанию плебисцитарной демократии. Плебисцитарная демократия как форма политической системы, по мнению Вебера, наиболее соответствоваласитуации, которая сложилась в современном ему западноевропейском обществе.
Только плебисцит, по его убеждению, может сообщить политическому лидеру ту силу легитимности, которая позволит ему проводить определенным образом ориентированную политику, а также поставить государственно-бюрократическую машину на службу определенным ценностям. Понятно, что для этого политический лидер должен быть харизматически одарен, ибо в противном случае он не может получить одобрения плебисцита.
В таком подходе была, конечно, определенная двусмысленность. Вспомним, что харизма, по Веберу, не допускает никакого содержательного истолкования. Харизматическим лидером для него является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он несет. Такая установка была особенно двусмысленна на фоне прихода в Германии в 1933 г. к власти Гитлера, то есть спустя тринадцать лет после смерти Вебера. В данном случае одни рассматривают его как человека, который теоретически предсказывал появление тоталитарных режимов в Европе и предостерегал относительно возможных последствий, другие склонны обвинять его в том, что он косвенно, теоретически способствовал возникновению этих режимов.
Действительно, Вебер дал серьезное основание для подобных высказываний, поскольку его политическая позиция, так же как и его теория господства, представляла собой существенный отход от позиций классического либерализма. Этот свой отход Вебер наметил прежде всего при рассмотрении проблем политической экономии. Политическая экономия, по его мнению, не может ориентироваться ни на этические, ни на производственно-технические, ни на идеалы счастья – она может и должна ориентироваться на идеалы национальные. Ее целью должно быть экономическое укрепление и процветание нации. Нация выступает у Вебера как важнейшая политическая ценность. Правда, его национализм носил отнюдь не консервативный характер. Он не считал возможным жертвовать политическими свободами отдельного индивида. Его идеалом было сочетание политической свободы и национального могущества. Собственно, соединение политического либерализма с националистическими мотивами вообще характерно для Германии, Вебер здесь не исключение.
НОЗДРИН Авенир Евстигнеевич (1862-1938) , русский поэт. В 1905-07 первый председатель Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске. Печатался с 90-х гг. 19 в. С 1918 на журналистской работе. Сборник стихов "Старый парус" (1927), арестован, умер во время следствия.
ЯМКОГОЛОВЫЕ , семейство ядовитых змей. Длина до 3,7 м. По сторонам головы 2 термочувствительные ямки (отсюда название). 6 родов, в т. ч. бушмейстеры (1 вид), щитомордники, гремучие змеи (2 рода). Ок. 140 видов, в Сев. и Юж. Америке и Азии. В России 2 вида. Ведут наземный, древесный или околоводный образ жизни. Яйцеживородящие. Опасны для человека. 2 вида в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
ЖАГАТА Улдис (р . 1928), латышский артист балета, народный артист СССР (1988). В 1944-68 в Рижском театре оперы и балета. С 1968 художественный руководитель ансамбля танца Латвии "Дайле".