В статье “О кооперации” Ленин подчеркивает, что “именно благо-
даря нэпу “ кооперация получает у нас совершенно исключительное
значение . Новая экономическая политика означала уступку крестья-
нину как торговцу. С переходом к новой экономической политике в
лице кооперации была найдана необходимая “степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контро-
ля его государства, степень подчинения его общим интересам .”.
Новая экономическая политика “приноравливается к уровню само-
го обыкновенного крестьянина . не требует от него ничего высше-
го”. Таким образом, в условиях, когда государственная власть на-
ходится в руках рабочего класса и этой государственной власти
принадлежат средства производства, кооперация является “прос-
тым, легким и доступным для крестьянина” путем к социализму.
Посредством кооперации всякий мелкий крестьянин участвует в
построении социализма.
Кооперация “сплошь да рядом совершенно совпадает с социа-
лизмом “, и простой рост кооперации тождествен росту социализма.
Ленинский кооперативный план построения социализма предпо-
лагал одновременную индустриализацию страны, без которой са-
ма политическая власть рабочего класса была бы непрочной , не
было бы материальной базы и для культурной революции.
В.И.Ленин предвидел, что полного кооперирования крестьянст-
ва нашей страны можно достигнуть в одно - два десятилетия.
Коммунистическая партия Советского Союза в решительной борь-
бе против троцкистов и правых оппортунистов отстояло ленинское учение о путях социалистического преобразования крестьянства,
творчески равила его и обеспечило успешное проведение его в
жизнь - коллективизацию сельского хозяйства. Была доказана несостоятельность сведения правыми оппортунистами ленинского кооперативного плана к задаче создания только торговой и кредитной кооперации в деревне, игнорирование ими настойчивых
указаний В.И.Ленина о неоходимости и производственного кооперирования крестьянства. Партия исходила из указания Ленина, что товарно-капиталистическая тенденция развития крестьянского хозяйства сохраняется и в условиях диктатуры пролетариата, и этой тенденции противопоставила активное и планомерное создание условий, наиболее благоприятствующих добровольному кооперированию крестьянства.
Опираясь на опыт СССР, Ленин дал глубокий теоретический анализ экономики и классовой структуры общества в период перехода его от капитализма к социализму.
После Октябрьской революции крестьянство освободилось от эксплуатации со стороны помещиков и капиталистов. И в переходный период оно делится на кулаков, середняков и бедноту, но теперь значительная часть прежней бедноты перешла на положение середняка. Середняк стал центральной фигурой земледелия. Сохраняется двойственность середняка, его мелкобуржуазная природа, промежуточное положение его в обществе и колебания между рабочим классом и буржуазией. Умение партии разделять разграничивать крестьянина - труженика, работника от крестьянина - собственника; спекулянта Ленин относил к коренным условиям успешности борьбы за победу социализма.
ГЕРМЕТИЗМ , религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н. "Герметический корпус", 2-3 вв.). В расширительном смысле - комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.
ИНДУКЦИОННЫЙ ПРИБОР , электроизмерительный прибор, действие которого основано на возникновении вращающего момента его подвижной части при воздействии на нее двух (или более) переменных магнитных потоков. Используется главным образом в качестве электрического счетчика.
ЙОГАЧАРЫ (виджнянавадины) , последователи одной из двух основных школ буддизма - махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.), Васубандху (5 в.), логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.). Конкретизируя идею буддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлеченного от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (букв. - просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой - практика йоги.